Найти в Дзене
Архив Детектива

Как противостоять критике?

Оглавление

«Большинство людей боятся критики. Никому не нравится узнавать, что его идея глупа или что он совершил ошибку. Однако чрезмерный страх перед критикой может остановить вас еще до того, как вы что-то начнете», — психолог Кристина Королева.

На рациональном уровне мы знаем, что ни один «критик» не говорит нам только объективную правду. Если речь не идет о неоспоримых фактах, критика всегда окрашена субъективным пониманием, мнением, сиюминутным настроением и т. д. Иногда она прямо направлена на то, чтобы задеть нас, мы фактически сталкиваемся со словесной атакой. «Некоторые люди используют критику исключительно для того, чтобы огорчить других», — говорит невролог и психолог Джей Рай.

Намерения критика может быть нелегко различить, но есть подсказки. Справедливая критика имеет задачу что-то улучшить, поэтому часто сопровождается спокойным тоном, не выглядит угрожающей или оскорбительной. В основном использует факты и фокусируется на исправлении, а не на обвинении. Это суровый урок, но он движет нас вперед.

Несправедливая критика часто выражается в резком тоне, используются широкие, неконкретные термины, делаются обобщения. И самое главное, такая критика теряет свою силу в тот момент, когда сталкивается с рациональностью. Также это может быть столкновение двух одинаково ценных мнений, одно из которых насильно продвигает человек с более высоким статусом.

Что же делать?

Первая защита от несправедливой критики должна состоять из следующих 4 шагов:

Успокойся. Это правило применимо к любому конфликту — успокойтесь, ваше спокойствие “заразит” и другого человека.
Повторите критику. Так вы убедитесь, что понимаете. Кроме того, люди, как правило, чувствуют себя более комфортно, когда видят, что вы их понимаете.
Быть конкретным. Вместо жалоб лучше всего запросить подробности. «Какие ошибки я сделал?».
Вежливо переведите разговор на другую тему. Предложение вроде: «Я сосредоточусь на этом, спасибо за отзыв…» может вывести из неловкой ситуации.

Старые чувства в новой ситуации

Практическая защита — это одно, а эмоции, которые мы испытываем при критике — совсем другое. Именно из-за боли, чувства уязвимости и неполноценности, а также легкой паники, которую мы можем испытывать, многие из нас стараются избегать критики любой ценой, а также лишают себя социальной жизни и установления новых отношений. Они не умеют устанавливать для себя границы, что часто мешает их карьере.

-2

«Страх обычно уходит своими корнями в наше детство, если те, от кого мы зависели, часто были критичны. В детстве мы верим тому, что слышим, и подражаем тому, что видим. Поэтому, если мы слышим критику, мы верим, что это правда, и имитируем такое же отношение — мы относимся к себе так же», — объясняет клинический психолог Ллойд Дж. Томас.

Поэтому мы воспринимаем себя очень критично, легко поддаемся сильному влиянию даже во взрослом возрасте и не умеем защищаться. По мнению эксперта, боязнь критики приведет к ряду психологических проблем. Нужно помнить, что за этим стоит наш старый страх с детства, что близкие люди нас оставят или накажут.

«В основном есть две основные и естественные реакции на критику», — говорит психолог Нела Г. Вурмова. Первый — это гнев. Эмоция, вызванная страхом, но приводящая к активной защите. Мы скорее нападем сразу, чем допустим, чтобы с нами что-то случилось.
«Ты начинаешь защищаться. В худшем случае вы обижаетесь и считаете другого человека идиотом».

-3

Вторая реакция вызвана исключительно страхом. «Ты начинаешь пятиться и съеживаться. Вы принимаете все возражения, вы извиняетесь или вам стыдно», — констатирует психолог.
«Страх лишает нас чувства собственного достоинства, сводит к минимуму нашу личную инициативу, расшатывает наше чувство силы, лишает нас способности полагаться на себя и имеет множество других негативных последствий», — добавляет психолог Джейсон Генри.
Итак, первый шаг — признать, что критика вызывает негативные чувства и позволить себе испытать их. «Не стоит ничего приукрашивать и делать вид, будто это на нас не действует». Тогда будет легче исцелить свои чувства и не зацикливаться на критических словах.
Негативные слова причиняют нам боль и зачастую пугают. Мы чувствуем, что наша идея, работа, личность не принимаются, но, как люди, у нас есть потребность были частью группы. «Критика означает угрозу отвержения и изгнания из общества» — объясняет психолог Нела Г. Вурмова.

Несколько исследований показывают, что даже счастливые люди в 4 раза чаще вспоминают негативную критику, чем похвалу.

-4

Исследование, проведенное в 2001 году Университетом Кейс Вестерн Резерв, показывает, что нам нужно 5 положительных впечатлений, чтобы сбалансировать один отрицательный, и все будет в порядке.

Никто не проходит по жизни без критики. Поэтому важно научиться справляться с критикой здоровым образом. Автор разработки Скотт Маутц предлагает некоторые принципы, которые мы должны принять:

  • Решите, кто может критиковать вас. Нас критикует начальник, которому нужны результаты? Или тот, кто не понимает? Оцените компетентность ваших критиков, выберите критерии, которым они должны соответствовать, чтобы хотя бы рассмотреть их критику.
  • Все стоящее вызывает как восхищение, так и критику. Если мы поймем, что критика является частью каждого проекта, ее влияние может быть менее сильным.
  • Перестань избегать ее. Аристотель говорил, что единственный способ избежать критики — ничего не делать, ничего не говорить и быть никем.
  • Ваша цель — улучшение, а не похвалы и признание. Подумайте, может ли критика помочь вам достичь того, чего вы хотите достичь.
  • Сохранить лицо. Совершенно нормально испытывать негативные эмоции, но не поддавайтесь им. Вы не можете повлиять на слова других, но вы можете повлиять на свою реакцию.
  • Акцентируйте внимание на результате. Так быстрее всего забываешь критику на пути к тому, чего хочешь достичь.

Сталкиваясь с постоянной критикой, можно обнаружить, что самооценка опустилась куда-то на дно. Как с этим жить? Можно ли это исправить? Читайте в нашей статье!