Найти тему
РЕН ТВ

Ресайклинг асфальта: в России научились давать дорогам вторую жизнь

Фото: © Скриншот видео
Фото: © Скриншот видео

В России стали чинить разбитые дороги грунтом, взятым с этих же трасс. Весь секрет кроется в инновационной технологии. Спецтехника прямо на месте превращает землю в смесь для надежного полотна. Специалисты говорят, что такой подход позволяет резко ускорить ремонт и притом заметно сэкономить. Но у экспертов нашлись возражения. Корреспондент "Известий" Ксения Солдатова испытала аргументы сторон на прочность.

"Машина называется ресайклер. Когда мы рассыпаем на дорогу цемент, то к этой машине подключается водовозка, все это тщательно перемешивает", – объясняет специалист.

В жизни это выглядит таким образом: многотонный ресайклер, или по-нашему переработчик, вспарывает слой старого покрытия и сразу же замешивает его с водой и цементом. Получившуюся смесь кладут на дорогу и, когда она высыхает, получается длинная дорожная плита.

"Мы ничего не вывозим, ничего не делаем с дорогой. Это как минимум быстрее, потому что в среднем мы пять километров дороги двухполосной... Километр за два дня. Это 10 дней, и дорога готова", – сказал Максим Лебедев, коммерческий директор компании по ремонту и укладке дорог методом холодной регенерации.

Еще это дешевле. Процентов на 20, а то и на треть. В некоторых регионах уже есть участки таких дорог, но теперь метод хотят применить масштабно – по всей стране.

Либо самый последний – какой посимпатичнее. Это лабораторные образцы укрепленного слоя грунта. То, что прячется под слоем асфальта. По сути, это просто переработанная почва и цемент. Уверяют, что основа очень прочная. Разрешили даже проверить.

В условиях санкций и ограничений новый метод привлекает и тем, что подрядчику нужен лишь один дополнительный компонент – цемент. Его закупают на российских заводах, а это значит, мы не зависим от импортных компонентов и комплектующих.

Но есть у холодного ресайклинга и противники. Самое главное, по их мнению, это то, что такие дороги непригодны для крупных городов.

"Технология действительно для загородных дорог. Она и достаточно шумная, и достаточно пыльная. Материалы не для верхнего слоя дорог высшей технической категории. Это дороги третьей-четвертой категории", – объяснил Юрий Васильев, профессор кафедры дорожных материалов МАДИ.

Вопросы вызывает и стойкость к резким перепадам температур.

"Обеспечение безопасности дорожного движения: не должно быть дикой жары и не должно быть холода. Я считаю, что это мина замедленного действия, потому что внешне будет казаться все прекрасно, если это идет вторым слоем, например, то через какое-то время начинается разрыв асфальта изнутри", – заметил Константин Крохмаль, руководитель общественной системы.

Впрочем, есть международный опыт – дороги так давно перерабатывают в Нидерландах. Там в основу вообще добавляют все, что долго не гниет – тот же пластиковый мусор подходит для укрепления полотна – так укатывают трассы в Австралии. Метод используют также в США, Канаде.

Российские подрядчики, которые уже опробовали новый способ, уверяют, что подходит он как для северных, так и для южных регионов страны. К тому же ученые пугают дефицитом щебня – одного из главных компонентов традиционной укладки дорог, а для метода холодного ресайклинга он не нужен, поэтому переработанных дорог может стать больше.