Продолжу повествование о сродниках Спасителя.
Величавая, немного напыщенная речь сына Обручника - Иакова Праведника (его литературный и разговорный стиль хорошо отражены в его благовестах — апокрифах и каноническом послании), его манеры, напоминавшие одного из древних отечественных пророков, наконец, его неподдельная святость делали Иакова как бы официальным праведником, которого можно было показывать народу, чем-то вроде папы. Иудеохристиане мало-помалу привыкли считать его облеченным в сан первосвященника. Так как знаком достоинства верховного иерея была золотая пластина на лбу, его украсили этим прообразом тиары. Той же почести впоследствии удостоили Иоанна, который после смерти других апостолов остался старейшим иереем иудеохристиан.
Предполагалось, что в качестве первосвященника Ахмара единожды в год по особому дозволению входил в Святая Святых Храма. Уверяли даже, будто он происходил из рода первосвященников–левитов: невежды забыли о его предке Давиде, выходце из колена Иудина. Утверждали, будто Сам Иисус назначил брата великим иереем святого города и вверил ему, а вовсе не Петру, Свой собственный епископский престол. Иудеохристиане убедили многих в Иерусалиме, что только благодаря заслугам этого угодника Божия гром небесный медлит истребить народ избранный. О нем даже сложили, как о его Брате, легенду, построенную на выдержках из Библии, будто пророки иносказательно говорили об Иакове задолго до его появления на свет. Все эти вымыслы воспринимались благосклонно не только ранними христианами, но и обычными правоверными иудеями, ибо все иерусалимцы были свидетелями действительных, а вовсе не мнимых достоинств Иакова. Общее мнение о нем донесли до нас воспоминания Егезиппа, писанные им в глубокой старости, около 70-х годов I века и, значит, восходящие ко дням Мужей Апостольских.
«Брат Господень Иаков получил управление церковью вместе с апостолами. Все его называют Дикеем, «Праведным», от самых дней Господа до наших... Был он от чрева матернего посвящен Богу, так же как Иисус. Ни вина, ни сикера не пил; ничего живого не ел; бритва не всходила на голову его; шерстяных одежд не носил, а только льняные, и вступать в Святое Святых – ему одному разрешалось; там, лежа на полу или стоя на коленях, молился он об отпущении грехов Израилю, так что сделались у него, от тех непрестанных молитв, мозоли на коленях, как у верблюда. «Праведным» же назван потому, что воистину был праведен, как никто из людей; назван «Облиос», что значит «Ограда», «Стена», потому что люди верили, что одна только молитва его, святого, спасает грешный народ от Божьего гнева».
Схожие предания изображают Иакова аскетом, соблюдающим все назорейские посты, хранящим девство, не позволяющим себе ни омовения в бане, ни натираний, не носившего даже сандалий. Все это идет совершенно вразрез с иудейскими канонами и взглядами Иисуса; конечно, еврейский праведник I века так себя вести не мог. Он обязан был, к примеру, ежедневно совершать ритуальные омовения, есть мясное и пить вино: и ягненок, и перебродивший виноградный сок были неотъемлемыми атрибутами пасхального ритуала (правда, представители ордена назореев – назирим на иврите – вина не пили). Он не мог хранить девство: холостяк не имел права читать Тору в синагогах, проповедывать; бездетные считались проклятыми Богом.
Но эти выдумки, вызванные тем, что благочестивые христиане II-IV веков очень хотели, чтобы «столпы церкви» I века вели себя не как современники Христа, а как они сами, подчеркивают главное. Во многом благодаря аскетизму Иакова и ему подобным всякого рода воздержание, уже привившееся у ессенов и терапевтов, стало господствующей чертой фракции первохристианской церкви, которую назвали эбиониты (от арамейского «эбион» – «нищие»). Первым духовным вождем той группы ранних христиан, которая впоследствии стала основой этой секты, был, несомненно, Иаков Ахмара.
Правоверные иудеи отрицали чрезмерное воздержание, однако новообращенные христиане, особенно женщины, почитали его несомненным признаком святости. Эбиониты верили в небесную миссию Иисуса, но считали Его обычным человеком, рожденным от Иосифа и Марии, соблюдали Тору. Вот за что христиане позднее провозгласили их еретиками, хотя и основная церковь, и эта секта ждали грядущего Христа.
Самая первая паства Иакова, Петра и Иоанна состояла, если использовать современные понятия, из нищенствующих проповедников. Светские верующие появились чуть позже, когда новая религия подчинила себе часть общества. Иаков идеально подходил для роли лидера общины. Еще два столетия спустя христианство производило на язычников впечатление эдакой коммунистической артели. Ессены и терапевты дали классический образец такого образа жизни, но вел он свое начало от Моисея. Так как законодательство Моисея было главным образом нравственное, а не политическое, то его естественным продуктом стала социальная утопия — община, синагога, монастырь, а не гражданское государство, нация, город.
О том, ка жили первохристиане во главе с Иаковом Ахмарой, Петром и Иоанном Богословом – в следующей части. А пока представляем литургию Иакова, переведенную на русский язык, автор которой, по церковному преданию, сам Праведник, брат Господень.
Литургия Иакова (в сокращении)
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Продолжение следует.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3818/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10