Найти тему
Кадр и слово

Он снял Парад Победы и ушёл вместе с советской эпохой

Летом 1910 года в семье печника Александра Лыткина, жившего под Вологдой, родился сын Николай.

Ещё в детстве в этом шустром и не по годам расторопном парнишке проявилась страсть к путешествиям. Сказалась профессия отца, забиравшегося в поиске заказов в самые глухие места Вологодской губернии.

Помогая класть по деревням русские печи, Николай каждый раз с восторгом любовался только что законченной работой. Уж очень ему хотелось сохранить в своей памяти эту красоту несказанную, созданную вместе с отцом. Мальчишка даже ухитрился сам сделать фотоаппарат, чтобы не расставаться с нею.

Этим во многом объясняется и выбор им учебного заведения для продолжения образования: операторское отделение Государственного техникума кинематографии в Москве.

Отцу, конечно, не очень хотелось отпускать от себя такого толкового помощника в печекладном деле, но он не стал отговаривать сына.

Годы учёбы пролетели незаметно. Техникум, в который поступил вологжанин, стал базой для Государственного института кинематографии, и Николай Лыткин получил после его окончания не среднее техническое, а высшее образование.

-2

Первые же ленты, отснятые им на Дальневосточной студии хроники, получили дорогу на Всесоюзный экран. Сам же Николай Александрович считал наиболее нужной из всех своих картин того времени фильм "Хетагуровки", в основу которого была положена оборонная тема. И вот как он объяснял сценарный замысел: "Валентина Семёновна Хетагурова, жена командира Красной Армии обратилась через "Комсомольскую правду" с призывом: "Девушки! Смелые, не боящиеся трудностей – приезжайте сюда строить и укреплять наш советский Дальний Восток" Тысячи девушек откликнулись на призыв. Мы показывали, как их встречали, как устраивались они жить в самых романтических местах нашего края. А в финале фильма Валентина Хетагурова повторяла свой призыв".

В 1939 году Лыткин переезжает в Москву, где начинает работать оператором в штате Центральной студии документальных фильмов и участвует в съёмках ленты "День нового мира", вышедшей на экраны страны в 1940 году.

Творческий подход Лыткина к порученному делу и его виртуозное владение кинокамерой, разумеется, не остались незамеченными, и он в числе других кинодокуметалистов, принимавших участие в создании фильмы "День нового мира", был удостоен Сталинской премии.

-3

В военное лихолетье Николаем Лыткиным были сняты уникальные кадры, вошедшие в золотой фонд советской кинохроники и широко использованные в двадцатисерийном фильме "Великая Отечественная".

плёнке и легендарный Парад Победы в незабываемом сорок пятом году. "Шёл сильный дождь, - писал Николай Александрович об этом дне, - однако он не смог испортить торжества, огорчить людей, буквально прошедших все огни и воды, замутить золота и эмали бесчисленных боевых орденов!.. Снимал взволнованные лица людей в те напряжённые секунды, когда наши солдаты швыряли фашистские знамёна к подножию Мавзолея.

На трибуне – тишина. Слышно, как кидают фашистские знамёна. Сияющий маршал Жуков здоровается с военным атташе – всё это неповторимые мгновения истории".

В послевоенные годы Николай Лыткин снова работал на Центральной студии документальных фильмов. Долгое время он был представителем "Совэкспортфильма" за рубежом.

-4

Когда-то в детстве мальчик мечтал о дальних странствиях. А потом, уже повзрослевшему, сама судьба шла всю жизнь ему навстречу.

Ведь благодаря своей профессии Лыткин побывал в 47 странах мира. Проделав таким образом путешествие длиною в жизнь.

В переломный 1991 год Николая Лыткина не стало.