Летом 1910 года в семье печника Александра Лыткина, жившего под Вологдой, родился сын Николай.
Ещё в детстве в этом шустром и не по годам расторопном парнишке проявилась страсть к путешествиям. Сказалась профессия отца, забиравшегося в поиске заказов в самые глухие места Вологодской губернии.
Помогая класть по деревням русские печи, Николай каждый раз с восторгом любовался только что законченной работой. Уж очень ему хотелось сохранить в своей памяти эту красоту несказанную, созданную вместе с отцом. Мальчишка даже ухитрился сам сделать фотоаппарат, чтобы не расставаться с нею.
Этим во многом объясняется и выбор им учебного заведения для продолжения образования: операторское отделение Государственного техникума кинематографии в Москве.
Отцу, конечно, не очень хотелось отпускать от себя такого толкового помощника в печекладном деле, но он не стал отговаривать сына.
Годы учёбы пролетели незаметно. Техникум, в который поступил вологжанин, стал базой для Государственного института кинематографии, и Николай Лыткин получил после его окончания не среднее техническое, а высшее образование.
Первые же ленты, отснятые им на Дальневосточной студии хроники, получили дорогу на Всесоюзный экран. Сам же Николай Александрович считал наиболее нужной из всех своих картин того времени фильм "Хетагуровки", в основу которого была положена оборонная тема. И вот как он объяснял сценарный замысел: "Валентина Семёновна Хетагурова, жена командира Красной Армии обратилась через "Комсомольскую правду" с призывом: "Девушки! Смелые, не боящиеся трудностей – приезжайте сюда строить и укреплять наш советский Дальний Восток" Тысячи девушек откликнулись на призыв. Мы показывали, как их встречали, как устраивались они жить в самых романтических местах нашего края. А в финале фильма Валентина Хетагурова повторяла свой призыв".
В 1939 году Лыткин переезжает в Москву, где начинает работать оператором в штате Центральной студии документальных фильмов и участвует в съёмках ленты "День нового мира", вышедшей на экраны страны в 1940 году.
Творческий подход Лыткина к порученному делу и его виртуозное владение кинокамерой, разумеется, не остались незамеченными, и он в числе других кинодокуметалистов, принимавших участие в создании фильмы "День нового мира", был удостоен Сталинской премии.
В военное лихолетье Николаем Лыткиным были сняты уникальные кадры, вошедшие в золотой фонд советской кинохроники и широко использованные в двадцатисерийном фильме "Великая Отечественная".
плёнке и легендарный Парад Победы в незабываемом сорок пятом году. "Шёл сильный дождь, - писал Николай Александрович об этом дне, - однако он не смог испортить торжества, огорчить людей, буквально прошедших все огни и воды, замутить золота и эмали бесчисленных боевых орденов!.. Снимал взволнованные лица людей в те напряжённые секунды, когда наши солдаты швыряли фашистские знамёна к подножию Мавзолея.
На трибуне – тишина. Слышно, как кидают фашистские знамёна. Сияющий маршал Жуков здоровается с военным атташе – всё это неповторимые мгновения истории".
В послевоенные годы Николай Лыткин снова работал на Центральной студии документальных фильмов. Долгое время он был представителем "Совэкспортфильма" за рубежом.
Когда-то в детстве мальчик мечтал о дальних странствиях. А потом, уже повзрослевшему, сама судьба шла всю жизнь ему навстречу.
Ведь благодаря своей профессии Лыткин побывал в 47 странах мира. Проделав таким образом путешествие длиною в жизнь.
В переломный 1991 год Николая Лыткина не стало.