Вы не думали, почему многие люди любят страшные истории, то что называют true crime? Я думаю, во всех таких историях люди выискивают какую-то зацепку, какой-то факт из биографии или условий жизни пострадавшего или пропавшего человека, чтобы дать себе оправдание. С ним это случилось потому что он ****, а со мной не случится, потому что я не ****.
Она погибла, потому что развелась с мужем, а сама продолжала жить с ним в одном доме. А они, потому что пошли в поход в страшное дикое место. А он пропал, потому что выпивал в компании, где его унижали.
Всегда хочется найти хоть что-то, чтобы себя успокоить. Но потом находишь Новгородское дело, где в личности пропавшей ни одной зацепки, ни одного намека на связи с криминалом или чем-то страшным. И муж пропавшей Антонины сейчас известный человек, он на виду постоянно. Или очень давнее дело, где пропадали абитуриентки Барнаульского университета: они все были из хороших семей и всего лишь пошли сдавать вступительные экзамены. Пропали днем, среди сотен людей.
Или вот история. Юлия А. пропала без вести больше 8 лет назад. Она работала в Москве и снимала там квартиру с несколькими девушками. А ее родители и маленький сын жили где-то в Московской области. Куда могла пропасть молодая женщина, которая каждый день связывалась с мамой по видео, думала о сыне, работала, чтобы его обеспечить? И сразу думаешь: ну я-то не езжу по заработкам, я дома сижу. И работаю в шаге от дома. И живу не в огромном мегаполисе, где постоянно пропадают люди...
Я недавно прикинула: на моем новом доме, куда я скоро перееду, камеры видеонаблюдения. И на детском саду камеры, и на здании, где работа. И внутри здания, в офисе. И улица от дома до детсада и работы не глухая, в каждом доме на 1 этаже магазины или кафе и на них тоже камеры. Скоро я смогу ежедневно быть или дома, или под камерами. На машине когда еду, тоже везде камеры. Я не ввязываюсь в опасные дела и веду максимально правильную, насколько это возможно, жизнь. Есть гарантия, что даже в случае самого плохого исхода хотя бы то, что от меня останется, не пропадет и будет идентифицировано? Ведь в пропажах без вести самое страшное – это зависание в неопределенности на годы и медленное, годами, умирание надежды.
Есть два эпизода в книгах о пропажах людей, которые меня сильно поразили.
Первый – из романа Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона». Пропажа Харриет, девушки 16 лет, живущей на уединенном острове.
Никто тогда не видел мотива, кто мог похитить или убить ее. Причем в день пропажи Харриет из-за аварии была перекрыта единственная дорога с острова на материк. Кажется, ей было проще исчезнуть в любой день, только не в тот, когда она на самом деле исчезла. По мере расследования журналист находит и способ, каким девушка покинула остров именно в тот день, и мотив, зачем она это сделала. Просто до этого в течение 40 лет никто о нем не знал.
История с Харриет – одна из основ сюжета книги. А вторая история короткая и проходная.
Из книги «У нас дома в далекие времена» Ганса Фаллады. Автобиография писателя. Дядя автора однажды вышел из дома и пропал навсегда. Он жил в небольшом поселке, был местным пастором, добрейшим человеком. Его все знали и любили. Никто не желал ему зла. Все считали, что вся его жизнь открыта, никаких тайн в ней нет. Он пошел на станцию, которая была рядом. И бесследно исчез. Никто и никогда не получил ни малейшей информации о нем. Только бабушка Ганса (мать пропавшего) до конца жизни верила, что однажды он вернется. Короткий эпизод в книге, а помню его с того раза, как прочитала, много лет назад…
Почитать еще: