Страшные и опустошительные пожары не раз в прошлом становились причиной разрушения городов. Один из таких разразился в Риме в 64 году н. э. и бушевал неделю, уничтожив почти весь город. И даже те, кто не интересуется историей Древнего Рима, наверняка слышали, что за этим бедствием стоит безумный император Нерон, известный своими неадекватными поступками и невероятной жестокостью. Но так ли это?
Подробности пожара
Бедствие обрушилось на Вечный город в ночь на 19 июля. Пламя разгорелось в лавках торговцев, располагавшихся к юго-востоку от Большого цирка. Это были, в общем-то, неблагополучные районы, где проживало множество рабов, мигрантов из соседних стран, сезонных рабочих из окрестностей Рима. Пламя стремительно распространялось, и уже утром пожар охватил две трети города.
Несмотря на начавшуюся сразу борьбу с огнем, потушить пожар удалось лишь через шесть дней. Тушению мешало то, что в Риме тех времен были узкие улицы, а дома стояли вплотную друг к другу, поэтому огонь легко перекидывался с одного здания на другое.
Всего от огня пострадало 11 районов города из 14. Были разрушены многие дворцы и храмы, сады, улицы и памятники. Число жертв среди людей неизвестно, но судя по всему, оно было внушительным. Пожар в Риме стал одним из самых грозных в истории и не зря получил прозвище «Великий».
Безумный император
К тому моменту император Нерон правил Римом уже десять лет и снискал о себе самую недобрую славу. Его правление сопровождалось деспотией и произволом. Он разбрасывался обвинениями в оскорблении императорского величия, арестовывал и казнил политических противников.
Постепенно Нерон все больше устранялся от управления государством, зато стал уделять много времени искусству. Он писал стихи и пьесы, участвовал в поэтических конкурсах. Любил он и музицировать, причем придворные льстецы неизменно уверяли его в неоспоримом таланте.
Но вернемся к пожару. Почему именно Нерона считают ответственным за это бедствие? В частности потому, что об этом пишет древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл. Согласно его описаниям, Нерон самолично заслал поджигателей с факелами в Рим. А во время пожара он наблюдал за ним с безопасного расстояния. Одет он был, согласно тому же Светонию, в карнавальный костюм и читал поэму собственного сочинения о гибели Трои, аккомпанируя себе на лире.
Однако описания Светония подвергаются современными историками сомнениям. Этот автор вообще был склонен повторять различные слухи и ударяться в крайности. К тому же очевидцем пожара Светоний никак не мог быть, поскольку родился лишь около 70 года н. э.
Иная точка зрения
Куда больше доверия вызывают описания другого историка – Тацита. Он как раз был свидетелем пожара, в то время ему было около 9 лет. Согласно Тациту, Нерона вообще не было в Риме в этот период. Из-за сильной жары он отправился на морское побережье и вернулся только когда пожар уже вовсю бушевал.
Если предположить, что поджигателем был сам император, то разве он уехал бы из города? Зная Нерона, мы можем предположить, что он точно захотел бы посмотреть «представление» с самого начала.
Более того, по тому же Тациту, Нерон предпринял все возможное для скорейшего тушения пожара. Он на личные средства организовал спасательные команды, открыл свои дворцы для людей, оставшихся без крова, раздавал еду. После пожара Нерон принимал деятельное участие в восстановлении Вечного города. Он разработал новый план, согласно которому стали строить более широкие улицы, а между зданиями увеличили расстояние.
Поджигал или не поджигал?
В пользу обеих версий есть свои аргументы. Те, кто считает, что Нерон поджег Рим, делятся на три лагеря. Одни утверждают, что император был безумен, а потому способен на такой поступок. Другие полагают, что он сделал это из-за ненависти к христианам, желая переложить на них ответственность и подвергнуть поборников ненавистной ему веры репрессиям. Третьи отмечают, что Нерон действительно мог устроить пожар, но с практической целью: освободить город от трущоб и ветхого жилья, придать столице новый облик.
Версия с безумием Нерона не выдерживает критики. Если бы он и правда учинил пожар только в силу безумия, то вряд ли бы проявил столько здравого смысла при тушении и восстановлении города. Третья версия тоже сомнительна: слишком много ценных зданий и памятников пострадало от огня, включая дворцы самого императора. Он любил роскошь и вряд ли стал бы так рисковать своим имуществом.
Остается версия с христианами, и ее стоит рассмотреть подробнее. После пожара по Риму прокатилась волна погромов. Людям нужно было найти виноватого. И проще всего было свалить вину на сторонников новой, незнакомой пока веры – последователей Христа. Как пишет Тацит, Нерон действительно обвинил христиан в поджоге города. Многих из них он казнил изуверскими способами.
Возможно, император действительно счел христиан виновными в поджоге. Да и нельзя исключать, что они и правда это сделали: не все последователи новой религии придерживались мирных проповедей. Но возможно и то, что Нерон просто использовал христиан в качестве козлов отпущения, опасаясь еще больших беспорядков в Риме. А показательные казни, устроенные им, должны были охладить народный гнев и предотвратить дальнейшие погромы.
Кстати, некоторые считают, что Нерон был далеко не так жесток к христианам, как это описано у Тацита. Труды историка могли уже в Средние века подправить сами же христиане. Что касается возгорания, ясно одно: хоть за Нероном и закрепилась слава поджигателя, доказательств тому, что именно он устроил пожар, нет.
________________________
Спасибо за внимание! Лайки и подписки не обязательны, но приветствуются :)
Больше интересного в подборке