Найти в Дзене
Край Смоленский

Распорядок дня епархиалок

Епархиалками называли учениц епархиальных женских училищ – средних общеобразовательных заведений Российской империи, которые находились в ведении Священного Синода и содержались за счет средств, полученных от епархий. Первым заведением подобного типа явилось воспитательное училище для дочерей священнослужителей, основанное с подачи великой княжны Ольги Николаевны в 1843 году в Царском Селе.

-2

Обычно женские училища открывались при женских монастырях. В Смоленской епархии оно было открыто в 1849 году в Вязьме при Аркадьевском женском монастыре, но уже в 1852 году оно было переведено в Смоленск и находилось при женском Вознесенском монастыре. В 1901 году для училища было построено большое здание, которые ныне является старым корпусом Смоленского государственного университета.

-3

Первоначально в епархиальные училища принимали только дочерей православного духовенства, но в 1868 году был введен новый устав, и для обучения стали принимать девочек всех сословий. Главным требованием для потенциальных учениц являлось православное вероисповедание.
Программа обучения в епархиальных училищах включала основные общеобразовательные предметы и педагогику. Учебный курс состоял из 6 классов и во многом соответствовал курсу в женских гимназиях, но особое внимание уделялось укреплению православной веры у воспитанниц, обретению навыков рукоделия и навыкам заботы о домашнем хозяйстве. Окончившие обучение получали право на звание домашних учительниц и принимались учительницами в начальные школы (в основном сельские) для обучения детей. С 1900 года при училищах были открыты специальные седьмые классы, где преподавалась педагогика.


О распорядке дня смоленских епархиалок мы можем узнать из статьи историка Натальи Мацюк:

«Распорядок дня воспитанниц был закреплен в особых „Правилах для воспитанниц Смоленского епархиального женского училища”. Ученицы поднимались в 6 часов (позже время подъема было перенесено на 7.30), затем принимали туалет, одевались, причесывались; шли в церковь на молитву. Далее по расписанию следовал завтрак, состоящий в основном из чая и выпечки, после которого некоторые из воспитанниц занимались повторением уроков. Первая часть учебных занятий длилась с 8 до 12 часов. Затем девочек ожидал обед. С 14 до 16 часов проводились занятия по чистописанию, чтению, рукоделиям. В 16.00 воспитанницы шли на очередное чаепитие.
С преобразованием училища в епархиальное заметно изменилось время, отводимое на изучение наук. Занятия стали продолжаться с 8.15 до 14.15. Если первоначально девочки посещали не более трех уроков в день, то со временем их количество расширилось до четырех. Каждая ученица должна была занимать строго отведенное ей место за партами.
Свободного времени воспитанницы практически не имели, в уставе значился всего один час – с 17 до 18 часов, который епархиалки могли уделить своим интересам. Летом это время ученицы проводили в прогулках, зимой читали и занимались рукоделием. С 18 до 20 часов ученицы вели подготовку к занятиям либо слушали объяснения некоторых тем надзирательницами. С 1870 года распространенной практикой стало «выслушивание воспитанниц». В 19 часов надзирательницы выстраивали девочек в ряд и выслушивали каждую о тех новых знаниях, которые ей запомнились за учебный день. При подготовке уроков использовались методы взаимного обучения. После принятия ужина и общей молитвы в 21 час воспитанницы отходили ко сну. С начала XX века стали практиковаться вечерние занятия воспитанниц, которые продолжались с 17.30 до 21.00 часа.
Обучение длилось 6 дней в неделю с сентября по июнь. Время каникул продолжалось с 12 июля до начала сентября. Пасхальные и рождественские праздники также являлись временем отдыха. В большинстве своем воспитанницы разъезжались по домам, однако некоторые из-за бедности не имели возможности оплатить дорогу, в связи с чем оставались в общежитиях. В этом случае на выручку приходило Общество вспомоществования, персонально выделяя „дорожные деньги”. Освобождение от занятий, согласно правилам, получали именинницы. На время отъезда ученицы получали «отпускной билет», в котором непременно должна была быть отметка о сдаче учебников в библиотеку на время каникул. В отпускном билете лица, принимающие епархиалок, расписывались, а также обязывались ставить отметки об их прибытии и убытии.
Единственным днем отдыха являлось воскресенье. В воскресные дни воспитанницы посещали богослужение, повторяли пройденный материал, читали, в хорошую погоду гуляли или выполняли работы на училищном огороде и в саду. Старшеклассницы после обеда проводили занятия в воскресной школе. Однако распорядок дня зачастую нарушался…
Со временем закрытый характер содержания воспитанниц все более ослаблялся. В 1906 году епархиалкам, находившимся на полном пансионе, было разрешено „три дня гуляний вне стен пансиона, но при условии, что отпуски будут разрешаться при наличии классных дам, которые должны были сопровождать гуляющих”. Зачастую классные дамы уклонялись от этой обязанности, в связи с чем воспитанницы лишались прогулок. Известность получил демарш учениц VI класса, которые обратились к начальнице с просьбой отменить надзор классных дам на прогулках. Получив отказ, юные воспитанницы пошли на радикальные меры по защите своих интересов – вышли всем классом на прогулку без соответствующих разрешений и сопровождений. Это было смелым поступком, учитывая тот факт, что самовольное оставление заведения каралось исключением. Несколько десятилетий назад такой поступок вызвал бы возмущение администрации, но в контексте революционного времени этот демарш сочли как защиту естественных прав учениц. В итоге им разрешили отлучаться на прогулки без сопровождения классных дам. Это явилось серьезным завоеванием юных воспитанниц, свидетельствующим о явном ослаблении училищного надзора. Прогулки могли продолжаться не позднее 16.30.
Однако воспитанницам полного пансиона все также нелегко было уйти в свободный день в гости к родственникам. Для этого они получали «увольнительные билеты» от начальницы, в которых лица, принимающие учениц, должны были отмечать время их прибытия и убытия. Уходить на ночь, куда бы то ни было, строго настрого воспрещалось. Ученицам, проживающим на частных квартирах, запрещалось отлучаться из дому после 17.00, а во внеучебное время – после 19.00, при этом обязательным условием было разрешение хозяйки квартиры».


Автор: Юрий Шорин

Источник: Мацюк Н. Повседневная жизнь обитателей Смоленского епархиального женского училища // Край Смоленский. 2013. №4. С. 27-34.
На снимках: здание Смоленского епархиального женского училища, начало 1900-х гг.; группа выпускниц у здания училища, 1912 г. и их отдельные портреты; преподаватели и ученицы, 1906-1907 гг.

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.