Комедии Леонида Гайдая давно стали классикой советского кинематографа. Сложно поверить, но во времена, когда его картины только выходили на экраны, критики разносили их в своих рецензиях. Подробности – в материале irk.aif.ru.
Не сцена, а капустник
В большей или меньшей степени недочеты находили во всех популярных фильмах режиссера. Например, при рассмотрении фильма «Операция «Ы» на сценарной редколлегии Главного управления художественных фильмов раскритиковали сцену со студентами, которые пытаются сдать экзамен с помощью микрофона.
«Она выглядит вставным номером, напоминающим студенческий капустник, - говорится в заключении. – Он и актерски исполнен не очень интересно и резко выпадает из общей стилистики новеллы».
Не всем понравился и подбор актеров в фильме. Например, Ивану Пырьеву не угодили Моргунов и Пуговкин, которые «неинтересны и надоели».
Чаще всего критика звучала в адрес первой новеллы фильма – «Напарник». Ивану Пырьеву в сцене с рулоном обоев не хватило от Демьяненко «торжества, наслаждения победой». А вот, что писал Леонид Агранович:
«Материал понравился за исключением первой новеллы. Она нарочита. Все время чувствуешь желание автора рассмешить зрителя. Новелла нуждается в сильном сокращении».
Мордюкова «не смешна».
Больше всего досталось фильму о контрабандистах «Бриллиантовая рука». Майя Туровская и Эльдар Рязанов в голос утверждали, что главным провалом ленты является... персонаж управдома в исполнении Нонны Мордюковой, которая «не смешна»! Некая группа ленинградских зрителей в 1969 году и вовсе обвинила Леонида Иовича во «лжи и идеологической диверсии».
«Откуда авторы взяли такую чушь, что будто у нас могут отключить человеку газ только за то, что он не купил лотерейные билеты! – говорится в сообщении. – Причем, носительница этих пороков совершает подобные самоуправства после чтения газет. Партия делает многое для идеологического воспитания советских людей. А создатели фильма не стесняются хитроумной шуточкой свести все это на нет».
Марку Розовскому не понравилась сцена с дракой в ресторане, которой «не хватило пародийного элемента», а Эльдар Рязанов, в свою очередь, назвал песню Андрея Миронова на пароходе «чисто вставным номером».
Троица «перекривлялась»
В «Кавказской пленнице» критики осудили в первую очередь песни. Эмиль Брагинский посчитал номер Никулина про трех жен «пошловатым», а Иван Пырьев и вовсе разнес все композиции, прозвучавшие в картине.
«Музыка неудачна, написана в духе Таривердиева и кажется устаревшей, вторичной, - пишет критик. – Кроме того, она часто мешает действию и тормозит его. В общем: картина получилась, но это не лучший фильм Гайдая».
Досталось и знаменитой троице – Трусу, Балбесу и Бывалому. Майя Туровская посчитала, что номера с ними нужно было сократить, поскольку они «перекривлялись».
В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» тоже нашли, к чему придраться.
«Гайдаю, по-моему, порой изменяет вкус, - пишет Г. Кожухова в газете «Правда». Например, Женщина снимает парик и оказывается... лысой. Смешно? Может быть. Но как-то непривлекательно».
Тем не менее, несмотря на порой резкие работы критиков, фильмы Леонида Гайдая полюбились в первую очередь зрителям, которые разобрали комедии на цитаты. Это ли не цель, к которой должен стремиться каждый режиссер?