Найти в Дзене
Анна Бердникова

Ты что, совсем шуток не понимаешь?! – возмутился мужчина и захлопнул бархатную коробочку

Я решила: вот оно, наконец-то. Наверное, он сделает мне предложение, там, где мы осознали, что хотим быть вместе – он больший романтик, чем я привыкла думать о нем, - наивно думала я.

Из рабочего процесса:

Мы прожили в гражданском браке больше трех лет. До этого еще полгода встречались, ходили друг к другу в гости. Для меня очень важно выйти замуж по-настоящему, чтобы романтичное предложение, красивое платье, фата, большой праздник… Может быть, это и наивно для женщины слегка за тридцать, но уж, как есть. Мой мужчина об этом знает, иногда над этим моим желанием подтрунивает, считает, что свадьбы – это для обывателей.

Неделю назад он официально пригласил меня на свидание в ресторан, где было наше самое первое свидание. Такого не было уже года два-два с половиной. Сказал, что ему нужно задать мне очень важный вопрос, он собирается с силами, чтобы это сделать, поэтому и мне заранее говорит. Я решила: вот оно, наконец-то. Наверное, он сделает мне предложение, там, где мы осознали, что хотим быть вместе – он больший романтик, чем я привыкла думать о нем, - наивно думала я.

Всю неделю я ходила, не касаясь земли, феерический секс, мои мечты вот-вот станут явью, готовилась к свиданию, как сумасшедшая.

В ресторане после первого бокала вина мужчина протянул мне черную бархатную коробочку. Я дрожащими руками раскрыла ее. В ней лежала свернутая записка: «Теперь, когда тебя спросят, задавали ли тебе вопрос, самый важный для каждой женщины. Ты смело можешь отвечать. Не так ли?»

- В смысле? – спросила я.

- Что в смысле? Ты кольца ждала что ли? Ну, ты даешь, ты же не первый день меня знаешь!

У меня из глаз брызнули слезы, горло перехватило. Я вскочила и побежала к выходу.

- Ты что, совсем шуток не понимаешь?! – донеслось мне в след. За мной мой мужчина не побежал. Я несколько часов ходила по ночным улицам, он звонил несколько раз, я не брала трубку, сбрасывала. Пришла домой, он спокойно спит. Что делать дальше, не понимаю. Видеть его не могу, но объясняться, видимо, все-таки придется.

Давайте посмотрим, что, собственно, произошло. Мужчина, с которым Вы прожили несколько лет и планировали жить до тех пор, пока смерть не разлучит Вас, узнал за это время Ваше сокровенное желание и жестоко посмеялся над Вами.

Хотя не исключено, что в его представлении, это не было насмешкой – это было своего рода приглашением Вас в клуб «необывателей», тех, кто считает брак отжившим свое реликтом, а людей, стремящихся туда неосознанными и глупыми людьми. Следовательно, он предлагал Вам присоединиться к нему и посмеяться вместе с ним над недалекими обывателями, мыслящими иначе.

Сейчас Вам очень больно и обидно. Из этого состояния сложно принять конструктивное решение. Поэтому самое главное, что нужно сделать, это успокоиться. Лучше это делать, не находясь под одной крышей с человеком, так Вас ранившим. Стоит дистанцироваться любым способом – уехать к маме на пару дней, к подруге в санаторий. И подумать о том, какой Вы видите свою жизнь прошедших нескольких лет, чего хотите в ближайшем и отдаленном будущем. Имеет смысл подумать о значении гражданского брака для Вас. На мой взгляд, гражданский брак – это зло и вот почему. А когда успокоитесь, определить для себя, хотите ли Вы видеть этого мужчину рядом и в каком качестве.

Оставим за скобками толкование гражданского брака как любого брака, зарегистрированного в загсе. Не будем пользоваться негативно окрашенным словом «сожительство». Присмотримся более пристально к самому феномену. Вот главный постулат сторонников гражданского брака.

Принято считать, что гражданский брак — это возможность лучше узнать друг друга, присмотреться, понять хочется или нет продолжать далее строить отношения с этим человеком. Следовательно, вроде бы перед нами серьезная взвешенная позиция двух взрослых людей, их обоюдное согласие на именно такую разумную форму отношений.

Однако зачастую пары выбирают этот путь, чтобы не усложнять собственную жизнь обязательствами. Когда партнеры находятся в гражданском браке, они «как бы тренируются» в семейной жизни, они супруги понарошку. В этой ситуации чаще страдает женщина, потому что социум к ней строже, и обязанности она получает самые настоящие, рутинные и ежедневные, как в настоящей семье.

А вот психологической защищенности, как в официальной семье, не получает. Что бы сейчас ни говорили о невысокой значимости штампа в паспорте, он имеет значение и смысл. Конечно, сам по себе штамп никого в семье не удержит. Тем не менее поскольку официальное заключение отношений требует большей решимости и ответственности, следовательно, и расторжение также сопряжено с большими раздумьями и усилиями.

Более того, когда имеет место официальный брак, то супруги значительно чаще предпринимают усилия по его сохранению — берут время на раздумья, не рубят с плеча, посещают психолога. В гражданском браке зачастую при появлении трудностей отношения разрушаются значительно быстрее и легче. Конечно, в каждом случае возможны исключения, здесь приводятся рассуждения на уровне тенденций.

Поскольку в нашей семейной культуре особо не принято уточнять, что именно вкладывает человек в то или иное высказывание или поступок, мы более склонны домысливать, предполагать за человека, то предложение «Давай жить вместе» для говорящего и слушающего могут иметь совершенно различный смысл. От «Давай поженимся», почти «Давай поженимся» до «Хочу чаще заниматься сексом».

Например, женщина считает предложение съехаться первым шагом на пути к алтарю, радостно собирает вещи и переезжает. С нетерпением ждет 14 февраля, считая, что это очень романтично — получить предложение в этот день. Не получает. Ждет 8 Марта. Начинает накапливаться негатив, возникают ссоры. Но остается последний шанс сохранить отношения и перевести их в официальное русло — забеременеть. Женщина так и делает, а мужчина уходит, он не планировал жениться так рано/в этот трудный жизненный момент/в этой стране/на этой женщине — нужное подчеркнуть.

Когда иллюзии разбиваются о реальность, происходит взрыв, и отношения с большой долей вероятности разрушаются. Можно привязать партнера чувством вины и ответственностью, но из этого тоже ничего хорошего не выходит. Теперь немного о возможности узнать друг друга лучше. Поскольку гражданский брак — это брак понарошку, то он психологически становится продолжением периода ухаживания, основная задача которого — проявить свои лучшие качества перед потенциальным партнером и придержать сомнительные. Следовательно, узнать лучше можно не самого партнера во всех его проявлениях, а его фасад. Плюс ко всему, в паре накапливается напряжение, создаваемое усилиями по сохранению фасада и тому, как не пустить партнера дальше раньше времени к чертам и качествам, которые парадными не считаются.

Допускаю, что счастливые в гражданском браке пары существуют, до консультантов они не доходят, им это не нужно. Однако очень часто фраза «Мы счастливы в гражданском браке!», увы, не соответствует действительности.