Найти тему
О,времена! О,нравы!

Подражание Западу: от Битлов до гендерной небинарности.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Бытует мнение: всё, что у нас есть есть, либо нагло украдено с западных аналогов, либо грамотно адаптировано. Разумеется, всё не настолько плоско, но определённая доля правды в этом присутствует. Рассмотрим влияние западных тенденций повнимательней, тут есть, что сказать. И немало.

-2

Возможно, чтобы заметить первое заимствование у Запада, нужно перенестись в пятидесятые года двадцатого века. Ансамбль "Дружба" с солисткой, уроженкой Франции, польского происхождения, Эдитой Пьехой. Удивительно, прошили десятки лет, но кроме нашей "советской иностранки" более никогда не встречалось ничего созвучного с Эдит Пиаф. Конечно, я иронизирую, но пересечение достаточно забавное, и лучше его так и полагать - лишь милым совпадением. Оставим Эдиту Станиславовну и перейдём к этим симпатичным, молодым людям. Бит-квартет Секрет. Коллектив основан в 1983 в Ленинграде. С самого начала не комплексовал копировать знаменитую ливерпульскую четвёрку, подчёркивая потенции преемственности в одежде и общей стилистике. Как по мне, так зачем талантливым ребятам, пишущим прекрасные песни, заниматься калькированием пусть и супер успешной западной группы? Песни Секрета и сейчас, спустя без малого четыре десятилетия, не теряют актуальности. Со временем, немного повзрослев, почувствовав свою индивидуальность, участники коллектива, отошли от подражания битлам. Кроме, пожалуй, Максима Леонидова, складывается впечатление, что он порой всерьёз себя мнит Джоном Ленноном (именно эта "роль" ему была отдана во внутреннем табеле о рангах квартета). Потуги быть "битлами" тогда, и "Ленноном" сейчас выглядят несколько карикатурно. Хотя, повторюсь, песни у них вполне достойные.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Конечно, Секрет не был исключительным коллективом в стремлении быть похожим на западный коллектив. С конца семидесятых многое и много с кого перенимал Гребенщиков. В 1985 году вышел первый альбом "Арии", стилистически копирующий "Iron Maiden". К концу восьмидесятых, отдельные гармонии "заимствовал" Игорь Тальков, например из композиции Lily Was Here. И всякие другие "милые шалости" с серьёзным лицом, типа "Уходило лето" на музыку коллектива Baccara, исполненную отечественным ВИА.

И так, что-то осторожно пощипывая, что-то передирая в ноль, отечественная эстрада вкатывается в девяностые. Рынок становится избыточно свободным. Начинают адаптировать всё и во всех направлениях. Особенно удалось на этом поприще "Агате Кристе". Русифицировав британский коллектив Cure, братья Самойловы пользуются бешеной популярностью. Не огромная популярность прототипа на наших просторах (в отличии от Битлз) позволяет продолжительное время выглядеть оригинальными.

-4

Несколько отойдя от темы. Меня всегда занимал феномен Швеции. Вернее сказать, какая-то их особая музыкальная предрасположенность. Крошечная страна, с населением около десяти миллионов человек, подарила миру большое количество музыкальных групп, и огромное множество хитов. Перечислим некоторые музыкальные группы: ABBA, Ace of Bace, Roxette, Secret Service, Europe, E-Type и многие другие. Все коллективы исключительно талантливы, объединённые общим танцевальным направлением, звучат совершенно индивидуально.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С разной степенью успешности, нащупывая индивидуальность, российский шоу бизнес, со скрипом минуя девяностые, входит в новое тысячелетие. Кто в девяностых отметился успехом и индивидуальностью, если навскидку и глубоко не задумываясь? Если не задумываясь - Алегрова, Михаил Круг и Шура. Без сомнения, были и ещё исполнители, но идём дальше.

К началу нулевых, Филипп сын Бедроса, самозабвенно перепевает существенное количество западных хитов на российский манер. Что, естественно, не может не обратить на себя внимания, и разгорается скандал с "розовой кофточкой". Тема ремейков высмеивается, Киркоров получает прозвище "Король Ремейков", и вакханалия, с адаптацией западных хитов последних десятилетий, закрывается. К этому времени, молодых исполнителей, начинают выводить селекционным путём, для чего, один за другим запускаются "Фабрики" на центральном телевидении.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Запускается первая "Фабрика Звёзд", шоу, которое в ближайшее десятилетие будет определять вектор развития российской эстрады в поп сегменте. Конечно, у этих ребят и девчат, если хотеть придраться, то тоже можно найти детали заимствованные с западных звёзд и коллективов. Но все эти пересечения можно усреднить с подражания - до формулы. Вот - бойс бэнд. Вот - гёрлс бэнд. Наверху - девочка чем-то напоминает исландскую исполнительницу Бьорк, а может показалось, что напоминает. И так на несколько сезонов.

Так же в районе начала нулевых появляются "Гости из будущего" и Hi-Fi. Коллективы по меркам отрезка с 2015 по 2022, невероятно талантливые и обаятельные. Ничего хотя бы приблизительно подобного уровня, на российской сцене не появлялось, и похоже, пока не предвидится. Хотя на начало и середину карьеры, что Евы Польны, что Мити Фомина, они не выглядели мерилами качества поп музыки. Качество продуктов поп индустрии сильно упало, хотя и подражательство, в основном, исчезло. Или, во всяком случае, перестало быть оскорбительно очевидным.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И в заключении.

Если прежде отечественные начинающие и действующие звёзды, пытались добиться внимания публики, подчас, за счёт подражания или заимствования, в аспекте стиля или творчества, то сейчас некоторые заимствования принимают странные формы. Не так давно, пятнадцатилетняя дочь певицы Глюкозы заявила о своей небинарности. Одно дело, если бы она заявила родителям после своей первой, юношеской полбутылки вина. Но заявила это сама Глюкоза, не скрывая гордость, с некоторым блеском в глазах. Во-первых - это вещь настолько сугубо личная, что матери обсуждать это с посторонними людьми просто недопустимо. Во-вторых - грязное бельё, даже детское, выносить на публику, и улыбаясь тыкать им в публику, это тоже из области психических отклонений. Но эта ситуация приобретает характер искусственной ажитации, если смотреть на неё через призму гендерной неразберихи в семье Анджелины Джоли. Там у неё дочка долгое время ощущала себя "сыном", но потом всё встало на свои места.

Вот такая эволюция в природе шоу бизнеса по-русски. Если одни в начале 80-х делали вид, что они Битлз, то через сорок лет мы перенимаем совершенно другие качества "от туда". Увы.