В конце 2022 года художник из Москвы Матвей Шапиро начал собирать по ереванским улицам безхозные доски, чтобы построить из них игровой домик для детей. Сейчас домик уже готов и вот-вот будет установлен во дворе в центре Еревана. Мы встретились с Матвеем в мастерской, чтобы посмотреть, как он возводит свой удивительный объект и послушать историю необычной интервенции в городскую повседневность армянской столицы.
Меня зовут Матвей, я деятель — делаю разные штуки из найденных объектов, занимаюсь печатной графикой. Первый раз в Ереване я оказался в марте 2022 года: так совпало, что меня пригласили в TUMO, где в рамках курса Print Mafia я преподавал коллаж. Потом был тут еще летом, и в последний раз приехал в Ереван два с половиной месяца назад. Ходил по улицам с другом и его трехлетним сыном и обратил внимание на то, что детские площадки в Ереване совсем убитые. Подумал, что здорово бы что-то сделать здесь, чтобы это было полезно детям. А я уже строил в городе несанкционированно, по своей инициативе, и хорошо понимаю это процесс.
Домик — сама по себе штука интересная и кроме того мне показалось, что здесь будет проще договориться с местными жителями и сделать сооружение органично. Так совпало, что ко мне еще и инструменты приехали, поэтому точно нужно было что-то начинать, руки чесались. Я ходил и искал доски, сперва было проблематично, потому что и в Ереване, и в целом в Армении дерево стоит дорого, а то, что выкидывается, используется в качестве дров. Постепенно-потихоньку я собирал что-то, и увидел, как около KFC разгружают новое оборудование. Я попросил два паллета у владельцев и превратил эти паллеты в каркас, это было хорошим началом.
Сперва я думал, что сделаю простейшую конструкцию: один этаж под треугольной крышей. Но в процессе понял, что нужна поинтереснее замануха для детей, с лестницей наверх, на второй этаж-чердачок. Парадокс в том, что чердак для очень маленьких, двух-трехлетних, но при этом отважных. Появились поручни, чтобы удобнее было залезать. Трехлетний сын моего друга все тестировал, а я на нем проверял, как сделать конструкцию комфортнее и безопаснее, следил за его движениями. И так я понимал, какие добавления и преобразования нужны. В конце решил на первом этаже поставить столик со стульями, чтобы была опция потусить внутри, присесть, что-то на столике разложить. Еще остались отверстия от гвоздей, которые я вручную высверливал, чтобы не повредить паллеты. В эти дырочки здорово подсматривать. Потом что-то я покрасил: у меня такой подход, что я крашу, а потом зашкуриваю, чтобы выглядело архаичнее и естественно. Правда, лаком придется покрыть, это скорее из-за воздействий погоды. Еще добавится металлическое основание, не смотря на то, что домик устойчивый и тяжелый, наверняка найдется желающий перевернуть всю конструкцию. Где-то чуть больше месяца у меня занял весь процесс.
Я приходил во двор на Абовяна, где много местных, которые гуляют с детьми. И мы с друзьями обсудили с ними идею домика. Они сказали, мол, окей, нам все нравится. Вообще, все местные — от прохожих до сотрудников строительного магазина — очень одобрительно реагировали и вовлекались в историю — сопереживали как минимум. Мне кажется, у моего домика уже есть защита очень большой оглаской.
Даже если и возникнет какое-то сопротивление установке на месте, я могу все разобрать и сжечь. В последние годы у меня именно такое отношение к своей деятельности, с тех пор, как я начал заниматься работами, которые отдаю улице. Мне нравится, что никто на эти объекты не может претендовать и они сами могут жить, даже если будут разрушены и демонтированы.
Понятное дело, всегда есть эстетический момент, связанный со вкусом: нравится цвет, не нравятся композиционное решение, но это все суперсубъективные и второстепенные вещи, о которых я вообще не думаю. Однако всегда есть очень интересный момент: это происходит, когда люди получают что-то в необработанном виде. Это же не как реклама, а — хоп, и вопреки всему появляется вот такая штука. И я очень люблю смотреть на реакцию людей, что у них срабатывает в головах. В Москве я часто это наблюдал: были экскурсии по моим работам, а я любил как посторонний за этим посмотреть, как будто бы и не имею никакого отношения к объекту. Это очень любопытно для меня всегда.
А домик — это просто сооружение для детей, которое не несет супер смыслов и идея понятна всем. Мне кажется, что местным моя идея близка, ведь здесь так любят вернакулярную архитектуру. Я общался с дружественным архитектурном бюро, где мне рассказали, что тут любят что-то самовольно строить на детских площадках. В любом случае, это объект, который останется на улице и никто, кроме детей не должен претендовать на взаимодействие с ним. Все, что на улице — одновременно и никому не принадлежит, и может быть разрушено кем угодно и когда угодно.
Установка домика в ереванском дворе (Абовяна, 13) запланирована на конец января. Чтобы вынести домик из мастерской, пришлось снять крышу и окно, иначе он не проходил через дверь. На месте инсталляции еще буду укреплять все намертво и в землю вкручивать.
Сейчас Матвей собирает деньги на расходники, которые сам потратил в процессе: в основном, на саморезы и логистику. Если вы хотите помочь, то перевод можно сделать через сервис boosty на странице проекта, а также напрямую на карту.
Тинькофф: 4377723765987825
Сбербанк: 4276380082832846
На московских улицах я сделал уже не один объект, и всегда относился к их дальнейшей судьбе именно так. Я сооружал ассамбляжи, крепил их на зашитые досками пожарные лестницы. Выглядят мои объекты довольно органично, все висят до сих пор. Гигантский ассамбляж, одна из первых моих работ, уже больше года висит на электрозаводском мосту.