Как ни крути, дерево – это первый материал, который был доступен нашим предкам. В старых поселениях из него строились жилища, хозяйственные и защитные сооружения, возводились капища и святилища. Именно из древесных стволов наши прапрапрадеды вырезали изображения языческих богов, деревянные фигурки людей и животных для камлания и детских игр.
Прошли столетия. На смену дереву пришли более совершенные строительные материалы. Самые крупные мегаполисы и небольшие хутора в сельской местности пестрят зданиями из камня, бетона и стали. О былом величии дерева, как строительного материала, напоминают только небольшие охотничьи домики, сложенные из булыжника по старинному обычаю, без единого гвоздя, и детские игровые площадки в городских парках.
Иначе сложилась судьба дерева как материала для работ художников и скульпторов. Как и много веков назад, из древесины ценных пород производят декоративные элементы для оформления жилых помещений, производят мебель и элементы интерьера. Большой популярностью пользуются оригинальные сувениры и деревянные скульптуры. Именно этот вид изобразительного искусства рассмотрим подробнее.
Скульптура из дерева по праву считается одним из самых сложных видов искусства. Гораздо сложнее, чем лепка из мрамора или бронзы, камня или гранита. И вот почему. Мастер, работающий с деревом, должен не только в совершенстве владеть плоской и объемной резьбой, заранее представлять себе наиболее выгодные зрительные перспективы своего творения, но и колоссальные знания в смежных областях, непосредственно не связанных с работой создателя.
К примеру, неплохо знать сопромат. Предвидя ваше удивление и предвосхищая вопросы, отвечу сам. Гранит и мрамор, в отличие от дерева, достаточно однородны, с хорошо прогнозируемыми свойствами и поведением. Они не чувствительны к влаге, практически не подвержены растрескиванию, падение прямых солнечных лучей ярким летним днем абсолютно безопасны для каменной статуи.
Само дерево ведет себя гораздо более капризно. Оно разбухает от избытка атмосферной влаги, коробится в сухом помещении, темнеет и растрескивается на солнце. Одно неверное прикосновение резца к крепкой, тщательно высушенной заготовке грозит появлением безобразного скола, что грозит безвозвратно потерять будущее творение.
Нарастить по ошибке срезанный фрагмент или скол практически не представляется возможным, рано или поздно «заплатка» даст трещину и отвалится. Скульптор по дереву чем-то напоминает сапера – и один, и другой ошибаются только один раз. Отличие в том, что цена ошибки сапера – собственная жизнь, а скульптора – «всего лишь» безвозвратно испорченная статуя.
Но вспомните, какое наслаждение дарит взгляд на деревянную скульптуру. Тщательно проработанные детали, совершенство форм, тёплые тона и завораживающее переплетение волокон под тонким слоем бесцветного лака. Автор такого творения может по праву гордиться своим талантом и мастерством!