23 книги. Не так и плохо, учитывая тяжёлую беременность и новорожденную Евгению.
Лучшей книгой 2022 года для себя считаю "Исторческие корни волшебной сказки", но рада была почитать и Лагерлёф, мне было интересно, что она может помимо Нильса и рассказов о Христе. Я отчаянно плохо знакома с современной российской литературой, а в 2022 году благодаря книжному клубу я ознакомилась с произведениями сразу нескольких авторов, чьи имена на слуху - Быковым, Сорокиным, Пелевиным. Не без интереса для себя прочитала несколько нехудожественных книг - Кийосаки, Петрановскую. С большой радостью перечитала "100 лет одиночества" и, к собственному немалому удивлению - "1984".
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ Владимир Пропп
Избушка Бабы Яги как гроб, сама Яга как проводник в царство мертвых, волшебные помощники и постепенное превращение птицы в христианского ангела.
Я не могу и не хочу пересказывать, это слишком прекрасная работа по фольклористике. В институте я читала пропповскую "Морфологию волшебной сказки", тоже восхищалась, "Исторические корни" не менее увлекательны. Это одна из лучших книг, прочитанных мною за последние годы.
СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА Габриэль Гарсия Маркес
История семьи/города через ее/его создание, расцвет и гибель. Сто двадцать пять тысяч Аурлиано, сто двадцать четыре тысячи Хосе Аркадио, сотенка Ремедиос и парочка Амарант Урсул. Книга, принесшая нобелевку автору и ставшая флагманом возрождения испаноязычной литературы в ХХ веке.
Я не буду ее перессказывать, потому что перессказывать содержание этого романа - это такой же дурной вкус, как перессказывать содержание любого классического произведения. Книги подобного масштаба читаются на заре юношества. Мне 38. Я эту книгу люблю и примерно раз в 10 лет перечитываю.
ИСТРЕБИТЕЛЬ Дмитрий Быков
Роман о сталинских соколах, то есть о героях авиаторах (и полярниках), ставящих рекорды. Неожиданной для меня стала 5я глава, в которой был упомянут дед. В общем-то тоже ничего неожиданного, он же готовил перелет Чкалова через Северный полюс, но все равно я вздрогнула, услышав имя "Женя Стоман" в книге.
*
Жанр больше очерковый, нежели романный, то есть хрен найдешь сюжет. Быков взял исходники журналиста Правды и художественно их переврал. В общем-то в полном праве делать как хочет, но лично мне было бы интереснее почитать исходные очерки, чем их творческое истолкование.
*
Я иногда слушаю передачи Быкова и давно хотела ознакомиться с чем-то прозаическим от него. Кстати, не разочарована, вполне себе удовлетворена знакомством, при случае я и еще что-нибудь почитаю за его авторством.
р
МЕТЕЛЬ Владимир Сорокин
Зима, где-то посреди необъятной матушки-Руси доктор Гарин везёт в саквояжах вакцину номер два, чтобы привить ею незараженных жителей деревни, где вспыхнула эпидемия боливийской заразы. Везёт на самокате, который тянут малые лошади, коих в капор помещается по 50 штук, а правит ими Перхуша. И если Гарин всю дорогу хочет казаться, то Перхуша живёт в настоящем моменте и этим подкупает абсолютно. Малютка-мельник, большие, в мертвую ноздрю одного из которых въезжает и застревает полоз самоката, казахи-витаминдеры, торгующие пирамидками, и пр и пр.
В книге описано прошлое? Будущее после катастрофы? Паралелльная реальность?
Первая половина говорит о знакомстве автора со стилем 19 века, вторая половина говорит о желании эпатажа любой ценой, финал даёт смерть того, кто думает о других, выживание эгоиста и недостижение цели - деревни. И нахрена эту повесть вообще было писать?!
Занятные ярлыки привесил автор: Россия - это заснеженный путь без вешек в метель с редкими прояснениями, Казахстан - торговец наркотой, а спасет всех Китай.
ДОРОГА УХОДИТ В ДАЛЬ Александра Бруштейн
О взрослении девочки, дочки врача, в городе на границе России, Литвы и Польши в конце 19-начала 20 века. Была издана в СССР (ещё бы ее не издали, с ее-то идейной плакатностью!). Насколько я понимаю, достаточно классическая вещь для чтения в подростковом и околоподростковом возрасте (сродни "Детям подземелья" Короленко), но мимо меня она прошла.
Мне книга понравилась изобилием деталей быта, но я взрослая и я отделяю интересные мне подробности от идейного содержания, а дети/подростки, которые, собственно, и являются целевой аудиторией, этого не сделают. Так что лично я эту книгу Ане читать не дам. Потому что а) есть явное противопоставление науки и религии б) воспевается героика борцов за свободу в преддверии революции в) через всю книгу красной нитью проходит постулат о запрете на плач.
ДОБРЫЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ Гэйман Нил, Терри Пратчетт
Антихрист приходит на землю в виде ребенка, вернее, силы зла доставляют его в земной роддом в результате спецоперации. Но план с треском проваливается по причине человеческого фактора - сестры путают детей и в итоге дитя сатаны оказывается вне пригляда ангелов света и тьмы и растет, воспитываемое самой простой и предельно земной семейной парой. Задача у парня предельно простая - армагеддон, но всеобщий Рагнарёк не происходит или, как минимум, откладывается, именно в силу того, что мальчик воспитан человеком.
Я, признаться, терпеть не могу Терри Пратчетта, поэтому от этой книги я не ждала ничего хорошего и была удивлена замечательной завязкой - диалогами двух ангелов, да и в дальнейшем ангельская линия опять же была весьма хороша. Зато, например, вкрапление про борцов с ведьмами выбесило, даже используемая лексика изменилась. Ближе к концу я вспомнила про двойное авторство и, как кажется лично мне, части написанные Гэйманом (если я их правильно вычленила) годные, а части, написанные Пратчеттом, ужасны.
КНИЖНЫЙ ВОР Маркус Зузак
Время и место действия - третий рейх, то есть Германия конца 30х-начала 40х годов ХХ века. На одну из беднейших улиц небольшого немецкого города привозят девочку, Лизель Меммингер, от которой отказалась мать, и дом Ганса и Розы Хуберман становится ее домом. Должен был приехать и брат Лизель, но он умер по дороге. Улочка и городок становятся для Лизель ее миром, с его уличным футболом, с ее гитлерюгендом, с чтением в библиотеке бургомистра и, конечно, лучшим другом и первой любовью - Руди Штайнером. А ещё Лизель Меммингер - воришка, она ворует книги.
Я иногда сбивалась с сюжета из-за перескоков с героя на героя, да и повествование от лица Смерти не так чтобы в каждой первой книге есть, ну и что? Лишний повод вспомнить "Улисса" Джойса. А, вообще, если не ошибаюсь, именно так выглядит прием "отстранение", термин, введенный в литературоведение Виктором Шкловский в начале ХХ века, автор меняет фокус на совершенно неожиданный, вырывает кусок из предполагаемого хода сюжета.
Первый раз я эту книгу читала лет 15 назад и сейчас переслушала не без известного удовольствия. Да, это масслит, да, я не назвала бы ее "высокой литературой", но масслит бывает очень разным. И вот такой масслит лично мне по нраву.
МИРЫ ЗА МИРАМИ Софья Куломзина
Куломзина уехала в эмиграцию в 16 лет в революцию, жила в Европе, работала переводчицей, родила 4 детей, потом уехала в Америку, всю жизнь занималась воскресной школой и православными лагерями.
В общем ещё одна книга, которую я 100 лет как хотела прочитать, потому что мне интересна судьба этой женщины.
ТЯЖЕЛЫЙ СЛУЧАЙ Атул Гаванде
Заметки о практике относительно молодого хирурга. Деталей полостных операций немного, акцент сделан на случаях, которые и хирургическими-то считать сложно, например, автор подробно разбирает вопрос тошноты и рвоты и их взаимосвязи и ее отсутствия или описывает случай блашинг-синдрома, то есть просто краснеющего человека.
Всегда с удовольствием читаю заметки и воспоминания хирургов.
КОРОЛЬ, ДАМА, ВАЛЕТ Владимир Набоков
Герой - юный недоросль - едет в город пытать свое счастье у богатого и успешного дядюшки и по прихоти случая встречается с ним и его женой уже в вагоне поезда. Дядя устраивает племянника приказчиком в свой магазин, и вроде бы ничего такого, живи себе да работай, да жена дяди решает, что племянничек как нельзя более кстати подходит ей в любовники, а вот муж - тот мешает ее счастью и мешает настолько сильно, что его непременно стоит убить и привлечь к этому во всем ей покорного любовника. Ну прямо леди Макбет Мценского уезда!)))
Скажу, что это годное одноразовое романическое чтиво.
1984 Джордж Оруэлл
Перессказывать содержание "1984" - исключительный моветон. Поэтому скажу, что читаю в третий раз, опять не по своей воле, это был выбор книжного клуба. По своей воле я его читала только в первый раз.
С годами воспринимается иначе, факт. Помню, как в первый раз недоумевала, зачем вообще третья часть, сюжет же на второй закончился)). Сейчас третья часть лишней уже не кажется. Бросилась в глаза беспросветность, отсутствие альтернатив тоталитаризму, 100% антиутопии.
По-прежнему считаю дико тягомотной и безынтересной вещью написанной для любителей обсудить политику, историю и социальщину, короче для таких зануд как мой муж. Рекомендовать читать-не читать - тоже моветон, потому что это классика, а классику правильно читать всегда.
СОЛОВЕЙ Кристин Ханна
Масслит о французском Сопротивлении в целом и о переводе сбитых английских летчиков через горы в Испанию в частности.
Я, признаться, думала совсем говном окажется, но я ошиблась. Вполне приятно слушается.
САРТОРИС Уильям Фолкнер
Молодой мужчина с красивым именем Баярд возвращается с полей первой мировой войны нат родной американский юг. Брат-близнец Баярда погиб у него на глазах, и теперь он сам страстно ищет смерти, гоняя на автомобиле, объезжая жеребца или испытывая новые самолёты. Тем временем патриархальный юг, казалось, бы живёт как жил всегда: повозка, запряжённая лошадьми, говорит о состоятельности мужчины, белокожие девушки и бабушки чисты и набожны, а рабовладение не изжито даже в умах самих чернокожих. Роман о том, как вписывается, а, вернее, не вписывается в прежние порядки представитель потерянного поколения.
Интересно намечено сопоставление войн, неплохо прописана любовная сюжетная линия, роман неплохой, но не гениальный. Такой добротной беллетристики - вагон и маленькая тележка. Если времени немного, я на "Сарторис" его тратить не советую.
ТЕЛО, ЕДА, СЕКС И ТРЕВОГА Юлия Лапина
Все содержание книги вынесено в заглавие)). Популярная публицистика на массовую тему диетарной культуры и пищевого поведения. Достоинство книги - краткость (к сожалению, именно книги, не слог, слог разводнен). Недостаток - практически полное отсутствие новой информации, я лично вынесла лишь несколько неизвестных мне ранее физических фактов типа раскармливания девочек в Мавритании.
Я не жалею, что ознакомилась, книга неглупа. Поскольку я сама крайне редко читаю публицистику, я даже рада, что вписалась в ещё один книжный клуб, где предполагается чтение подобной литературы. Надеюсь продвинуться в современных реалиях.
МАНЬЯК ГУРЕВИЧ Дина Рубина
Биография врача, родившегося в Ленинграде и эмигрировавшего в Израиль в 90-е. Книга илючительно занудна, лёгкостью и юмором типичной Рубиной от нее и не пахнет. Но, мне кажется, я догадываюсь, почему Дине Ильинишне было важно ее написать - это аналог истории ее собственной семьи в разрезе уже десятилетий проживания в Израиле, то есть наличия удаленной точки отсчёта. Рубина немолода, ретроспективно оглянуться логично.
Возможно, лет в 70 у меня будет иное мнение, но сейчас так.
КИШОТ Салман Рушди
А что? Все читали, а я - нет. Непорядок :-).
Главный герой - коммивояжер Кишот, работает на двоюродного брата-фармацевта и колесит по стране, втюхивая не Бог весть какую продукцию. Очень любит смотреть телевизор, находит себе в нем свою Дульсинею Тобосскою, ведущую развлекательного шоу Сальму Р. и отправляется в странствие через всю страну навстречу своей даме сердца, по пути выдумывая сына Санчо. (Ну нужен же Кихоту свой Санчо.) Даме сердца Кишот продает опиоиды (не просто так двоюродный брат разбогател). Тем временем мир вокруг рушится, и спастись можно, только пройдя через портал местного Илона Маска, куда он и везёт свою даму, наставив на нее пистолет.
А, и ещё, треть книги занимает выяснение отношений с сестрой. (Зачем?!)
Все главные герои - живущие в США этнические индийцы. И, пожалуй, осмысление иммиграции - это наиболее интересная часть. Как и заметки о современных героям жителях США, превращающихся в мастодонтов.
В общем э... Это странно. Конечно, есть прямая параллель с Дон Кихотом Мигеля де Сервантеса, романом-приключением и магическим реализмом, но это слишком на поверхности. Внутри же... Ну вот представьте, что вы занырнули в сильно заросший пруд. Там много водорослей, ряски, пауков, рыбок и пр, ну вот этот роман - это такой пруд с тенденцией превращения в болото.
ЕСЛИ С РЕБЕНКОМ ТРУДНО Людмила Петрановская
Недавно АннаЮрьна, изверг рода человеческого 9 лет от роду, швырнула в меня диванной подушкой. Я выставила руки, чтобы подушка не долбанула лежащую на коврике 5-месячную ЕвгениюЮрьну, находящуюся две недели в скачке роста. Подушка сбила чашку. Мою чашку. С горячим чаем. Выпить который за столом я не могла по причине ЕвгенииЮрьны и ее скачка роста. И вот сижу я на полу, прислонилась к косяку и пытаюсь пить свой чай. И тут приходит Анна и начинает истерить, в итоге в меня летит подушка. Впервые в жизни я использовала по отношению к Ане бойкот. Три дня.
В мамском чате меня раскритиковали.
И тут, слушаю, я значит Петрановскую. И она туда же, мол, бойкот отстой. Черт с тобой, думаю, такой же способ хороший, но слушаю дальше. А Петрановская и пишет: когда срывает крышечку, мы копируем ... наших родителей. До меня доходило как до жирафа, несколько дней. Но дошло. Озарением: так это ж ко мне мама применяла бойкот! И я, в момент, собственной вымотанности, по умолчанию использовала с Аней стратегию своей мамы!
Хорошая, короче, книга. Надо читать.
КГБ+ Виктор Пелевин
Давайте же обсудим особенности спортивных дисциплин по битве на нейрострапонах!!!)))
Очередная ахинея. Дочитала и слава Богу.
ПЕРСТЕНЬ ЛЁВЕНШЁЛЬДОВ Сельма Лагерлёф
Я знаю Лагерлёф как автора Нильса и рассказов о Христе и мне было очень интересно, что она ещё может.
Хорошо она ещё может. После "КГБ+" и прочих современных авторов ее текст мне лег на душу бальзамом. Совершенно классическое типовое линейное повествование внятное и складное. Читая описание, я предположила, что это будет сродни произведениям Томаса Харди и в общем я не ошиблась. "Грозовым перевалом" отдавало. И Уайльдом. Хороший такой романтизм с элементами готики...
"Перстень Лёвеншёльдов" - первая книга трилогии, по ней часто называют и всю трилогию.
ШАРЛОТТА ЛЁВЕНШЁЛЬД Сельма Лагерлёф
Эм.. ну это любовный роман. Блин.
Длинный, нудный и благопристойный.
Что-то Хелависа попутала, рекомендуя трилогию. Первый роман вполне себе, этот же... Страшно подумать, каким будет третий, обложка надежду не вселяет. Однако. Если эта длиннющая Шарлота окажется мостиком и в третьей книге опять появятся призраки героев "Грозового перевала" или Харди, я ее оправдаю.
АННА СВЕРД Сельма Лагерлёф
Пастор Карл Артур таки женится на простой деревенской девушке Анне Сверд из Даликарлии и привозит ее в Корсчюрку. Шарлотта и Тея постоянно маячат на заднем фоне. Ближе к концу выплывает поместье Хедебю, где завязывались события в первой книге трилогии.
Третья книга поживее второй, но уступает первой. Если я не знала бы, что это -- последний роман писательницы, я решила бы, что он первый, настолько мне повествование кажется притянутым за уши и сшитым грубой ниткой.
В целом, я рада, что познакомилась с чем-то новым от Лагерлеф, но советовать читать трилогию "Перстень Лёвеншёльдов" не буду.
БОГАТЫЙ ПАПА, БЕДНЫЙ ПАПА Роберт Кийосаки
Я вписалась в ещё один книжный клуб, по тематике личностного роста. Крепко сомневаюсь, что меня на него хватит, но первую книгу осилила ко времени.
Мне было интересно. Совершенно не мой тип литературы, я такое не читаю, наверное, поэтому и интересно.
Автор в каждой главе топит за важность финансового образования, в частности за знание азов бухучета. Считает, что не стоит работать за деньги, а стоит стремиться к тому, чтобы деньги работали на тебя. Рассказывает о разнице между работой на компанию (зарабатываешь, платишь налоги, тратишь) и корпорацией (зарабатываешь, тратишь, а потом платишь налоги). Поясняет разницу между активами (деньги приходят к тебе) и пассивами (ты отдаешь деньги) и советует всегда приобретать только активы. И тд.
Мне было интересно.
ФИГУРЫ СВЕТА Сара Мосс
В центре повествования - женская судьба, задником викторианская Англия.
Героиню угораздило родиться в семье художника-прерафаэлита и суфражистки и с самого детства ей доставалось ото всех на орехи, от клинической послеродовой депрессии у матери до влюбленности лучшего и единственного друга семьи в младшую сестру. Никакого безусловного принятия и любви для нее. Героиня упорно лезет сквозь тернии к звёздам, к диплому врача, к профессии и своего добивается.
Книга оставила приятное впечатление.
Заключение
Перечитав список прочитанных в 2022 книг, я осталась недовольна его хаотичностью: не чтение, а винегрет какой-то. Это натолкнуло меня на мысль в 2023 году читать более упорядоченно.
#книги #запискинаманжетах