Найти тему
Учительская

Три вершины – Шаляпин, Эльбрус и Казбек!

Талантливый человек талантлив во всем. Эта расхожая фраза принадлежит немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру и более точно звучит так: «Человек талантливый талантлив во всех областях».

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Кто такие полиматы?

Людей, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний, называют… полиматами (в переводе с греческого – «много» и «занятие»). В словаре Владимира Даля это явление выражено в более привычных и благозвучных для русского уха словах – «универсальный человек» (лат. homo universalis), «энциклопедист», «эрудит». Знакомые нам понятия характеризуют тех, кто много знает и умеет, обладает весьма разносторонними дарованиями в сферах науки, культуры, искусства. Кстати, и сам составитель словаря – личность многогранная: писатель, этнограф, лексикограф, хирург-офтальмолог.

Полиматы, или эрудиты, как правило, проявляют свои таланты одновременно и в гуманитарных, и в естественных науках, они могут быть одинаково успешны в искусстве, философии, медицине, в научном, художественном творчестве. Американский психолог Бернис Эйдусон провел исследование и пришел к выводу, что больше половины обладателей Нобелевской премии в разных науках увлекались по крайней мере одним из видов искусства. При этом почти у всех было хобби – от шахмат до энтомологии. Четверть были музыкантами, 18% занимались изобразительным искусством. В 25 раз чаще, чем другие ученые, нобелевские лауреаты занимались пением, актерским мастерством или танцами, в 17 раз чаще практиковали визуальное искусство и в 12 раз чаще писали поэзию или прозу. Постоянное переключение между разными практиками помогает увидеть в своей работе то, чего не замечают другие.

В истории немало примеров, подтверждающих правильность этих выводов. Достаточно вспомнить, какими дарованиями обладал, например, Моцарт: помимо, разумеется, гениальных способностей в музыке он еще отлично знал математику, мастерски играл в кегли и бильярд, был к тому же весьма талантливым педагогом.

Природа щедро одарила Ломоносова. Первый ученый-естествоиспытатель открыл множество фундаментальных законов во всех отраслях, был одновременно историком и гео­графом, поэтом и художником, химиком и физиком. А еще и отличным фехтовальщиком. В этой же галерее именитых и Сергей Прокофьев, выдающийся композитор, который конкурировал с лучшими шахматистами мира, Александр Грибоедов, автор величайшего произведения «Горе от ума», он же дипломат, музыкант, Александр Бородин, композитор и химик, окончивший Петербургскую медико-хирургическую академию и получивший степень доктора медицины, Николай Римский-Корсаков, музыкант и морской офицер, Михаил Лермонтов, поэт, музыкант, художник, Антон Чехов, писатель и врач, Лев Толстой, писатель, офицер от артиллерии, педагог, и, конечно же, Федор Шаляпин, певец, актер, скульптор, писатель, которому через несколько дней исполнится 150 лет.

Curious, Ingenious, General learning

Несмотря на то что учительская профессия считается массовой и потому ее зачастую не рассматривают как творческую, в педагогической среде немало эрудитов, талантливых и разносторонних людей. На конкурсе «Учитель года», который изначально был ориентирован на поиск ярких личностей, мы увидели Моцартов, или полиматов в педагогике, которых теперь с любовью называют еще и «пеликанами», проводя параллель с его символом и главным призом. В самом деле, конкурс открыл нам немало универсальных людей, одаренных в разных областях. Помимо знания своего предмета и профессионального владения методикой его преподавания они обладают еще тем, что особенно притягивает к ним пристальное внимание и вызывает повышенный интерес со стороны школьников, родителей, коллег, общества. Их полимативность, междисциплинарность, или обладание такими качествами, как Curious («любознательный, пытливый»), Ingenious («изобретательный, искусный»), General learning («универсальное знание»), восхищают, вдохновляют и становятся важной мотивацией для учеников в процессе их обучения. Встреча с поцелованными Богом учителями – талантливыми, окрыляющими – большая удача для ребенка. Яркий и позитивный образ такого учителя, запечатленный в памяти, может сыграть большую роль в его судьбе, в выборе профессии, в нравственном становлении и личностном росте человека.

И конечно, было бы досадно не воспользоваться потенциалом талантливых педагогов, которые не оставили «за кадром» своей основной профессии то, чем владеют дополнительно, и что, несомненно, позволяет им выполнять на высоком уровне культурно-просветительскую и наставническую миссию. А в этом и есть ключевая идея конкурса, его сверхзадача! Потому не случайно, что, оказавшись в музее «Дача Шаляпина» в Кисловодске, мы задумались над тем, как воплотить эту идею, учитывая уникальность личности артиста, данного культурно-исторического пространства, талант учителей года. Фантазии на заданную нами же самими тему конструирования такого действия, которое объединило бы образование и культуру, музей и конкурс, школу и искусство, слово и музыку, историю и современность, постепенно превратились в реальность.

Фильм «В гостях у Шаляпина» готов!

Он начинается с душевного, интонационно выразительного и проникновенного выступления Елены Петровны Букши, помощника губернатора Ставропольского края по образованию, учителя французского языка, опытного управленца, лидера регионального конкурсного движения, главного организатора проекта. Красивая и артистичная ведущая приглашает зрителей в этот старинный особняк, в котором в 1917 году отдыхал, творил, пел, встречался с друзьями великий бас России, выдающийся мировой оперный певец и актер Федор Иванович Шаляпин. Фильм создавался при поддержке правительства Ставропольского края, «Учительской газеты», и нам хотелось, чтобы в этом уютном доме с его особой аурой, переходя из зала в зал, от одного экспоната к другому, учителя года, приехавшие в гости к Шаляпину, смогли выразить свое отношение к великому человеку. Ольга Спиридонова, человек команды, тоже невероятно одаренный и многосторонний, оператор фильма, она же заместитель директора по учебно-воспитательной работе казьминской школы №16 Кочубеевского района Ставропольского края, сумела искусно запечатлеть на камеру прекрасные мгновения встречи учителей с великим актером и передать их живой диалог с Федором Ивановичем Шаляпиным. На какое-то время они стали его собеседниками и своеобразными художественно-педагогическими экскурсоводами (не подменяя, разумеется, самих работников, в музее отличные экскурсии, там работают настоящие профессионалы). Неисчерпаемый потенциал и масштаб самой личности Шаляпина, грандиозного человека, по-новому раскрыли и их талант как незаурядных рассказчиков, чтецов, вокалистов, музыкантов. Большая удача – участие в фильме известного искусствоведа Бориса Розенфельда, автора книги «Шаляпин на Кавказе», в предисловии которой он приводит слова самого Шаляпина: «Для жизни рожден я в Казани, для сцены – Кавказом рожден».

Не музыкой единой

Великий русский оперный и камерный певец, театральный артист, который в разное время был солистом Большого и Мариинского театров, а также Метрополитен-оперы, обладал многими и многими талантами. Поистине бриллиант, полимат высшей пробы – не только гениальный певец, актер, но и уникальный график, живописец, скульптор, карикатурист, художник-гример. Его яркие сценические образы (Дон Кихот, Мефистофель, Иван Грозный) стали сенсацией также благодаря этой грани его таланта. Литературное наследие Шаляпина – огромный пласт в его творчестве. Сформулированные им главные положения и принципы искусства, касающиеся вопросов этики, кругозора, следования духовным ценностям, практические советы по методам работы актера, его теоретические размышления в области оперного искусства Борис Покровский сравнивал с системой К.Станиславского в драматическом театре. Книги Шаляпина «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа» демонстрируют еще один, литературный, писательский, талант Федора Ивановича.

Связующая сценарная идея фильма – а это тема уникальности и универсальности личности Шаляпина, то, о чем сегодня, к сожалению, мало кто знает, – важна была и потому, что мы хотели внести свою лепту в празднование предстоящего юбилея великого артиста. Вместе со страной очень скоро будем отмечать круглую дату – 150 лет со дня его рождения. Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани.

Мы также включили в сценарий сюжеты, которые связаны с дорогими для Шаляпина людьми, с его друзьями, например с композитором Рахманиновым, также юбиляром этом году. Они ровесники с Шаляпиным, 1 апреля Сергею Васильевичу Рахманинову исполнится 150 лет со дня рождения. Зрители услышат много интересного о дружбе Федора Ивановича с художником Коровиным, писателем Горьким, с которым их связывало многое, однако теплая и сердечная дружба двух великих людей на определенном этапе жизни оборвалась по причине идеологических разногласий, о чем до конца своих дней сожалел великий артист. Обо всем этом и многом другом в 30‑минутном фильме повествуют учителя года России: филолог Олег Парамонов, он же талантливый поэт, чтец, актер; химик и биолог Юрий Клюев, одаренный вокалист, обладающий бархатным баритоном, знаток музыки, прекрасный рассказчик; учитель французского языка Екатерина Филиппова, увлеченная театральным, изобразительным искусством, владеющая серьезным багажом знаний о культуре Франции, о ее взаимоотношениях с Россией, об истории русской эмиграции. Находясь в Музее Шаляпина в Кисловодске, наши «пеликаны», учителя-полиматы, прекрасные педагоги открыли нам своего Шаляпина, показали то, что им дорого в нем, сделали это тонко, емко, выразительно, со вкусом, эмоционально и содержательно, в чем сможет убедиться каждый, кто посмотрит этот фильм.

«…Изумительно, не по-человечески талантливый человек»

Так Горький написал о Шаляпине в 1928 году, когда в их отношениях уже произошел перелом.

В кадре Олег Парамонов. Он размышляет, сидя за столом с самоваром в одной из комнат музея, о дружбе и разногласиях двух великих современников – Максима Горького и Федора Шаляпина, которые возникли между ними по поводу невозвращения великого певца в Советский Союз.

Дело в том, что Шаляпин никогда не отождествлял Родину с политическим режимом, но всегда был верен русской культуре и преданно ей служил. И как точно и емко подметили это авторы предисловия к книге, в которой опубликованы сразу два его произведения, написанные в разные годы, – «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа»! Е.Дмитриевская и В.Дмитриевский пишут: «Никакие официальные постановления, никакие злобные статьи, никакие призывы – сначала «национализировать» артиста, а позднее «денационализировать», дать звание или отнять его – не заставили Шаляпина отказаться от национального самосознания русского художника, человека и гражданина. Зато ему ненавистны были посягательства на его духовную свободу, попытки связать его крепостнической зависимостью, от какой бы власти – монархической или демократической – они ни исходили; он органически не принимал идеологических догм и не мог и не хотел понять, почему одно только несогласие с тем или иным пропагандистским идеалом может рассматриваться как преступление».

Олег Парамонов вспоминает слова Максима Горького о Шаляпине: «Этот человек, скромно говоря, гений!.. Он сквозь тернии всяких унижений зашел на вершину горы и остался простецким и душевным парнем!» Завершив цитаты, педагог читает свое стихотворение:

О, как я отчаянно жажду в оркестре нездешних стихий

Звучать не для всех, а для каждого, как музыка и стихи.

И, ежели это удастся, мне нечего больше желать!

О, как это здорово, братцы, для каждого в мире звучать!

Шаляпин и Горький! Два великих человека, голоса которых всегда будут звучать в оркестре мировых стихий. Так заканчивает Олег Парамонов свой рассказ о них и обращается к иллюстрациям художника Евгения Кибрика, к портрету Бориса Годунова, предполагает, что он все-таки имел в виду Федора Ивановича Шаляпина в его блистательный роли в этой опере. Учитель года вспоминает сцену, когда пушкинский герой говорит: «Достиг я высшей власти! Шестой уж год я царствую спокойно!». Вторя царю, Парамонов, используя прием аналогии, продолжает: «Я тоже достиг, если не высшей власти, но высшего счастья, потому что Федор Иванович Шаляпин гостеприимно раскрыл дверь своей бывшей дачи в Кисловодске и угостил меня дымным чаем за шаляпинским самоваром!» Поэт Парамонов дарит зрителям и музею свои поэтические строки, которые родились на наших глазах именно здесь и сейчас, в гостях у Шаляпина:

Багажом житейских познаний

Раз однажды и навсегда

Одарила его в Казани знаменитая слобода.

И была у него работа, как у пахаря от сохи,

От Бориса до Дон Кихота,

От «Дубинушки» до «Блохи».

Чтобы силушка не угасла, чтобы голос не запропал,

Уважал он пельмени с маслом под дымящийся самовар!

И сегодня гостей по-свойски угощает доставшийся в дар

В дачном домике в Кисловодске не остывший его самовар.

Художник Коровин – друг, единомышленник

Выдающийся русский художник-импрессионист Константин Алексеевич Коровин на протяжении 42 лет был ближайшим другом Федора Ивановича Шаляпина. Екатерина Алексеевна, учитель французского языка, народный учитель России, с трепетом и волнением рассказывает в фильме об их дружбе, которая никогда не прерывалась и в России, и на чужбине, во Франции. Что их объединяло? Конечно, любовь к искусству, к русской природе, к своей стране! У них были общие увлечения, например рыбалка, охота.

Константин Алексеевич родился в богатой купеческой семье в Москве, в доме деда. Родители – образованные люди: отец учился в Московском университете, мать – арфистка и художница. С ранних лет в детях воспитывалась любовь к живописи, к искусству.

А Федор Иванович из казанской суконной слободки, где царили грубые нравы, порой жестокость. Что он мог видеть и слышать в этой жизни? А слышал он песни русских мужиков на Волге, которые трогали его душу до слез.

По-разному проходила жизнь двух великих будущих творцов: Федора Шаляпина, гастролировавшего по России, и Константина Коровина, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, любимого ученика Саврасова, который уже был приглашен Мамонтовым в его Московскую частную оперу. Там они и встретились.

Екатерина Филиппова погружает зрителей в детали и подробности творческих и житейских ситуаций, которые расширяют наши знания об их трогательной дружбе.

Существует, рассказывает она, немало шаляпинских портретов. Среди них знаменитый, написанный Кустодиевым, где Шаляпин царственный и импозантный, барствующий… Но Екатерине ближе портрет в стиле импрессионизма, сделанный Коровиным в Гурзуфе. Там Федор Иванович, по ее мнению, особенный, удивительный, романтичный, мечтающий и спокойный… Узнается коровинский мазок: то легкий, то насыщенный, с движением, с игрой цвета и света. Шаляпин часто приезжал в Гурзуф, был очарован красотой поместья, где в летнее время жил Коровин, хозяйка которого Ольга Михайловна Соловьева, влюбленная в талант Федора Ивановича, подарила ему землю – территорию над Пушкинской скалой, Пушкинский грот. Федор Иванович хотел создать здесь свою школу, построить замок искусств. Константин Коровин уже делал проект здания, в котором Шаляпин планировал обучать талантливую молодежь искусству пения. Но эту скалу, как и мысли о создании школы, пришлось оставить. Наступили сложные времена. В июне 1922 года Федор Иванович уезжает во Францию. Следом за ним едет его друг Константин Коровин. Начинается уже совсем другая жизнь…

Бывая в Париже, Екатерина Филиппова обязательно приходит на могилу Константина Коровина, подходит к дому, где в эмиграции прожил свои последние годы великий бас России. Здесь установлена мемориальная доска: «Он жил и умер в этом доме». Федор Шаляпин был похоронен на французском кладбище Батиньоль, но спустя почти 50 лет его прах был перезахоронен в Москве. Памятник на Новодевичьем кладбище напоминает Екатерине Алексеевне тот самый гурзуфский портрет Шаляпина, что был написан русским художником Константином Коровиным.

«Когда пел Шаляпин, слушателям казалось, что поет сама Россия»

Эти слова принадлежат Галине Улановой, великой русской балерине, и они очень созвучны тому, о чем в фильме говорит Юрий Александрович Клюев, директор лицея №1 города Брянска, учитель химии, кандидат биологических наук, человек с высоким художественным вкусом, широкими гуманитарными знаниями. Природа одарила его прекрасным баритоном, и когда на конкурсе «Учитель года России»-2018 на мастер-классе по химии он вдруг… запел куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст», причем хорошо, на профессиональном уровне, это лишь повысило градус интереса к педагогу и у тех, кто был тогда в зале гимназии №56 в Санкт-Петербурге, и у той части жюри, для которой важны не только узкоспециальные знания и умения учителя по своему предмету, но и эрудиция, широта взглядов, одним словом, полиматичность конкурсанта.

Впервые великий певец поразил воображение Юрия Клюева в тот момент, когда он, юноша, прослушивал заезженную и уже скрипящую пластинку, где Федор Иванович мощно и пронзительно на французском языке исполнял те самые мефистофелевские куплеты «Люди гибнут за металл…». Невероятная сила голоса, энергетика заворожили Юрия Александровича, ему захотелось больше узнать о певце, погрузиться в мир оперного искусства и самому более серьезно заняться вокалом. Россию Юрий ассоциирует с басом, с образом Шаляпина, считая его эталоном певца-актера. В самом деле, выдающийся артист приобрел огромную известность во всем мире, выступая на лучших сценах Европы и США, однако в его деятельности всегда чувствовалась связь с Россией. Поразительно и другое, о чем также напомнил зрителям Юрий Александрович: даже самые простые романсы, за которые брался Федор Шаляпин, становились монументальными музыкальными полотнами. Потому что все у него было исключительно крупными мазками. Это был художник широких мазков, широких полотен!

Перейдя в небольшой концертный зал музея, Юрий Клюев исполнил любимый многими певцами-басами, баритонами и, конечно же, Шаляпиным романс «О, если б мог выразить в звуке» (музыка Л.Д.Малашкина, слова Г.А.Лишина). А на веранде дачи, откуда в летние вечера 1917 года лился мощный голос певца, где бывали Рахманинов и Прокофьев, где уже в наше время проводятся ежегодные Шаляпинские сезоны с участием знаменитых басов, учитель химии из Брянска спел арию Демона «На воздушном океане» из оперы Антона Рубинштейна по одноименной поэме Михаила Лермонтова.

Не я пою, а мы поем

Да, и Шаляпин, и Лермонтов, и все те, кто своим искусством пытался изобразить «дух изгнанья» в голосе и стихах, музыке и картинах, тесно связаны с этим живописным краем, с Северным Кавказом. В числе друзей Шаляпина, а многие из них часто бывали на курортах Кавказских Минеральных Вод, особняком стоит Сергей Васильевич Рахманинов. Их отношения были особо близкими и трогательными – духовно и профессионально.

Шаляпин высоко ценил Рахманинова, он считал его своим наставником, учителем, который многое открыл ему в музыкальной культуре. Рахманинов обожал Шаляпина и так написал об этом: «Моя связь с Шаляпиным – одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний в моей жизни». Он и в последние часы его жизни оказался рядом, когда, узнав о болезни, примчался из Нью-Йорка в Париж к любимому другу.

Дружба Рахманинова и Шаляпина была плодотворной для обоих.

Рахманинов, бесспорно, оказал на развитие великого баса большое влияние. С другой стороны, общение с Шаляпиным было необыкновенно плодотворным и для самого Рахманинова. Он посвятил Шаляпину пять романсов: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», «Оброчник» и «Судьба». Последний романс, где звучит тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена, был у Шаляпина в числе любимых. Когда он пел романс Рахманинова в сопровождении автора, отмечают современники великих музыкантов, слушатели приходили в состояние настоящего оцепенения. Сам Шаляпин сказал по этому поводу так: «Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить не «я пою», а «мы поем».

О дружбе двух гигантов в музыкальной культуре в фильме рассказывает Борис Розенфельд, легенда города-курорта Кисловодска, искусствовед, критик, писатель, неутомимый энтузиаст. Большая удача, отметила Елена Букша, что мы видим Бориса Матвеевича в кадре и слышим его голос. Автору книги «Шаляпин на Кавказе» есть о чем поведать зрителям. За плечами огромный труд и целая жизнь. Издание открывает интереснейшие страницы жизни Шаляпина на Кавказе, раскрывает многогранность его деятельности как артиста, художника, поэта, музыканта и щедрого благотворителя. Кстати, свое яркое выступление Розенфельд начал весьма метафорично: «Три вершины есть на Северном Кавказе – Казбек, Эльбрус и Шаляпин!»

Послесловие

В этом году Борису Розенфельду, неустанному хранителю старины, культуры, традиций, исполняется 90 лет. Он по-прежнему бодр, активен, увлечен работой, связанной с наследием Федора Шаляпина, и продолжает многое делать для Музея «Дача Шаляпина». Среди его заслуг, за которые он награжден Всероссийской историко-литературной премией «Александр Невский», есть поступок, вызывающий особое восхищение. Он внес свою весомую лепту в сохранение этого особняка, построенного в 1903 году в стиле модерн. Когда в 1969 году вышестоящие инстанции уже приняли решение о сносе культурно-исторического здания в центре Кисловодска рядом с железнодорожной станцией для постройки нового корпуса одного из санаториев, он совершил невероятные усилия и действия (замечу, спасать памятники истории и архитектуры Борису Розенфельду позднее приходилось не раз), благодаря которым удалось добиться справедливости: Музей «Дача Шаляпина» по адресу: Ставропольский край, Кисловодск, улица Шаляпина, дом номер один, не канул в Лету, не исчез! Он и по сей день бережно хранит память о великом русском человеке, за что скажем огромное спасибо его сотрудникам, директору Ольге Васильевне Красиковой. Мы признательны ей и за то, что она гостеприимно встретила учителей года, содействовала созданию короткометражного фильма «В гостях у Шаляпина». Посвящаем его 150‑летию великого баса мирового уровня, отдаем дань глубочайшего уважения нашему гениальному соотечественнику, национальному достоянию России. С юбилеем вас, Федор Иванович!

Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», кандидат педагогических наук

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».