Найти тему

Николо-Угрешский монастырь - от детской колонии к городу имени Железного Феликса

Продолжаю наше путешествие по маршруту автодороги ЮЛА и свой рассказ об удивительном месте с интересной судьбой - согласитесь, ведь и у мест бывает судьба. Остановились мы на том, что в монастырь, что заложен был на Угреше (или благодаря княжескому "угреше") сотни лет назад, пришло новое смутное время.

Двадцатый век поначалу не принёс в возрождающуюся обитель ничего нового - здесь по-прежнему строятся храмы, меняются управители и растёт число монахов в монастыре. Власть имущие благосклонны, прихожане относятся с уважением и должным почтением, службы служатся, дела правятся - что ещё нужно святой обители?

Вид на Николо-Угрешский монастырь со стороны Москвы-реки, 1900-1914 гг, автор фото И.В. Авдонин, источник pastvu.com
Вид на Николо-Угрешский монастырь со стороны Москвы-реки, 1900-1914 гг, автор фото И.В. Авдонин, источник pastvu.com

Однако после 1917 года Николо-Угрешский монастырь вновь становится пристанищем изгнанников. Сначала сюда "ссылают" опального святителя Макария (Невского), отстраненного от управления Московской епархией. А затем в монастырских стенах поселяются, казалось бы, уж совсем "не подходящие личности" - малолетние преступники, беспризорники и бродяжки, собранные советской властью в детскую колонию Наркомфина. Вплоть до 1922 года колонисты тесно соседствуют с монахами, а также с обитательницами открытого здесь же, в монастыре, института благородных девиц.

Николо-Угрешский монастырь в 1922-1925 гг. Фото из архива семьи Пахомовых, источник: pastvu.com Обратите внимание - на куполах храмов уже нет крестов.
Николо-Угрешский монастырь в 1922-1925 гг. Фото из архива семьи Пахомовых, источник: pastvu.com Обратите внимание - на куполах храмов уже нет крестов.

Насчет последнего это вовсе не шутка - в монастыре открыли институт благородных девиц. Это была самая настоящая авантюра: в старинной обители собрали "осколки" былого величия империи - ещё оставшихся в стране дочерей русских дворянских фамилий, из которых начали растить новое "будущее России". Чему их там учили и что внушали? Тому же, что и раньше: говорят, создан институт был с тайной надеждой на скорое падение советской власти. Но новая власть с каждым годом только крепла, и институт благородных девиц скоро влился в трудовую коммуну, наряду с приютом для одиноких матерей с младенцами.

Правда, в этой волоокой красавице трудно узнать "бабушку" из кинофильма "Курьер"? Трудно, но можно - актриса Эда Урусова до конца жизни сохранила величавую стать потомственной княжны.
Правда, в этой волоокой красавице трудно узнать "бабушку" из кинофильма "Курьер"? Трудно, но можно - актриса Эда Урусова до конца жизни сохранила величавую стать потомственной княжны.

Одна из выпускниц института - советская актриса Евдокия (Эда) Урусова, вспоминала потом, что свою первую роль в институтской постановке пьесы "Борис Годунов" на сыграла именно в стенах Николо-Угрешского монастыря. Вот такие "живые" исторические декорации были у этого спектакля. Наверное, Эда Урусова, дочь князя Юрия Урусова и Евдокии Салиас-де-Турнемир, не случайно выбрала для себя актерскую карьеру: как и все выпускницы института, она была начитана, прекрасно пела, танцевала и свободно владела иностранными языками. Куда ещё в молодом государстве можно было применить эти замечательные, но совершенно не уместные в советском быту умения? Только в актерстве - в театре, а затем и в кино.

В 1924 году колонию Наркомфина преобразуют: сначала здесь открылся Красный детский городок МОНО, включавший в себя четыре детских дома, а в 1928 году в Николо-Угрешском монастыре обосновалась Трудовая коммуна № 2 ОГПУ, в которой обитало более 1000 подростков. Жили они в бывших монастырских корпусах и гостиницах, а под столярную, слесарную и сапожную мастерские приспособили Патриаршие палаты. Со временем в коммуне стали жить не только дети и подростки, но и взрослые - бывшие преступники, вставшие на путь исправления. Храмы на Угреше были закрыты, богослужения прекращены, а все церковные ценности национализированы - переданы в музеи.

Вид на поселок Трудовой коммуны №2, 1930 г. Источник фото - pastvu.com
Вид на поселок Трудовой коммуны №2, 1930 г. Источник фото - pastvu.com

Постепенно здания монастыря без должного ухода ветшали и разрушались, поэтому вокруг коммуны стали строится новые мастерские, а затем и фабрики. Строились и жилые корпуса - бараки и дома для рабочих. Знаете, как город Дзержинский получил своё имя? На "останках" монастыря на Угреше стал, год за годом, расти будущий рабочий поселок, а потом и город, имя которому подарила Трудкоммуна № 2 имени Ф.Э. Дзержинского.

Ф.Э. Дзержинский - этот тот самый Железный Феликс, суровый и жесткий основатель ВЧК и председатель ОГПУ ("но если он скажет: "Солги" - солги", если он скажет "Убей" - убей"- это от его лица чеканил свои железные строки Эдуард Багрицкий). Именно Дзержинский был главным инициатором создания в советской России таких вот трудовых коммун. И благодаря его инициативе сотни тысяч детей были спасены, и очень многие из них вышли в люди. А Железный Феликс, весьма опосредованно, конечно, стал основателем сначала коммуны, а потом и города имени себя.

На этом я на сегодня "прекращаю дозволенные речи" - в следующей "серии" речь пойдёт о современности: об интересных местах в городе Дзержинском и, конечно, о возрожденном монастыре - главной достопримечательности и духовном сердце этого города. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение!