Найти в Дзене
Александр Афанасьев

Сегодня это невозможно представить. Палаточный городок у стен Кремля 1990-й год.

Оригинал статьи написан и опубликован мною 29 декабря 2020-го года.
Ровно 30 лет назад, в ночь с 29 на 30 декабря 1990 года наступила развязка драматического и уникального события, длившегося 6 месяцев. Оно получило название «Палаточный городок у стен кремля». О нем стоит вспомнить, ведь сегодня это не укладывается в голове. Мы уже привыкли, что сейчас группа людей, собравшаяся на улице даже на полчаса будет разогнана. А тут − прямо у Кремля, несколько месяцев, в палатках жили люди. В то удивительное время крушения советской эпохи у всех было очень интересное ощущение демократии — полная свобода всего, и, в первую очередь, свобода заявлять о себе. Возник термин «митинговая демократия», когда говорить можно все, а реальные дела отходят на второй план. Это была реакция на строгий еще недавно запрет озвучивать многие проблемы советской жизни. Тогда, на излете перестройки, люди искренне верили — «теперь мы можем громко заявить о своих проблемах, и от этого они обязательно решатся». Я оч
Палаточный городок у стен Кремля
Палаточный городок у стен Кремля

Оригинал статьи написан и опубликован мною 29 декабря 2020-го года.

Ровно 30 лет назад, в ночь с 29 на 30 декабря 1990 года наступила развязка драматического и уникального события, длившегося 6 месяцев. Оно получило название «Палаточный городок у стен кремля».

О нем стоит вспомнить, ведь сегодня это не укладывается в голове. Мы уже привыкли, что сейчас группа людей, собравшаяся на улице даже на полчаса будет разогнана. А тут − прямо у Кремля, несколько месяцев, в палатках жили люди.

В то удивительное время крушения советской эпохи у всех было очень интересное ощущение демократии — полная свобода всего, и, в первую очередь, свобода заявлять о себе. Возник термин «митинговая демократия», когда говорить можно все, а реальные дела отходят на второй план. Это была реакция на строгий еще недавно запрет озвучивать многие проблемы советской жизни. Тогда, на излете перестройки, люди искренне верили — «теперь мы можем громко заявить о своих проблемах, и от этого они обязательно решатся». Я очень хорошо помню этот настрой, он был у всех, кроме тех, кто что-то реально понимал в экономике и политике. Но эти, особые люди, много не шумели, а уже тогда начали делать свой бизнес и заворачивать новый виток своей совершенно новой жизни.

-2

И вот, этот городок — событие из той же оперы. Сначала один человек поставил палатку возле Кремля и стал жить в ней, чтобы привлечь внимание к своей беде. Его не выгнали, и к нему быстро присоединились другие. По сути это была группа людей с совершенно разными проблемами, насколько я помню, большинство из которых были, как бы сказали юристы, «гражданскими делами». Были и политические. У каждого — своя беда, своя проблема. Их объединяло одно — отчаянная попытка поиска правды на самом верху, для чего они и поселились у стен Кремля.

Жители городка частично добились своего — была создана комиссия Верховного Совета СССР, название которой, наверное должно войти в историю − «Комиссия по рассмотрению обращений граждан, проживающих в палатках у гостиницы „Россия“».

-3

Кстати, эти люди и сами решили создать общественную организацию «Палаточный городок», и пытались чуть ли не открыть валютный счет в банке (тогда уже это было возможно).

Как решились их вопросы — я не знаю, и никто наверное не знает. Вроде только 3 жалобы были приняты к рассмотрению (из 144). Возможно, это и не удивительно, ведь в этом городке были и странные люди, и авторы совершенно абсурдных лозунгов типа «требую предать КПСС Нюрнбергскому суду», например (сам видел).

Продолжаться вечно это не могло, и под конец года власти все же решили ликвидировать городок, и это действие даже было оформлено решением Моссовета.

Сначала людям предложили разойтись по-хорошему, но они отказались. И вот, в ночь, пока москвичи и гости столицы спали, ОМОН сравнял городок с землей. Палатки снесли, жителей доставили в РОВД, и к утру от городка не осталось и следа. Лишь немного мусора да вытоптанная трава — декабрь в 90-м году был бесснежный. Но под утро, когда все было кончено, снег внезапно повалил, да такой крупный, что мгновенно укрыл все последние следы этой необычной истории.

Все это случилось в ночь с 29 на 30 декабря 1990 года.

Осыпаемый белыми хлопьями из ночного неба, уходил в историю последний год десятилетия. Тогда, я и зимой не носил шапку, и хлопья путались в волосах смешными узорами. С последними оборотами часовой стрелки на Спасской башне заканчивались 80-е. А с ними уходила, порожденная перестройкой, эпоха митинговой демократии, когда нам казалось — стоит только собраться и громко заявить о том, что раньше замалчивалось, и мы проснемся в другой стране. И это будет настоящее демократическое общество всеобщего счастья.

Им на смену шли 90-е. Империя была уже обречена, время ускоряло ход, словно набирающий скорость поезд, все громче стучащий колесами по стыкам. И спустя без малого год, когда этот стук обернулся лязгом танковых гусениц по московским мостовым, пришло новое время — время жесткой ломки старой жизни и нарождения новой элиты, диктующей совершенно иные правила игры. Паломничеству к стенам Кремля за правдой в этой новой реальности уже не было места.

Палаточный городок у стен Кремля − уникальная и яркая история того удивительного времени. Времени, подобного которому не случалось никогда прежде, и которое больше никогда не повторится...