Найти в Дзене

"Молюсь, чтобы Бог продлил во мне собачью святую ненависть..." Иван Бунин о русском Каине, равнодушии мира и пролетарском вожде

99 лет назад, в феврале 1924 года, Иван Бунин выступил в Париже на собрании русских эмигрантов. Речь была яркой и изобиловала библейскими образами. Вот некоторые фрагменты. Две России Соотечественники!
Наш вечер посвящён беседе о миссии русской эмиграции.
Нас, рассеянных по миру, около трёх миллионов. Сотни тысяч из нашей среды восстали сознательно и действенно против врага, который ныне имеет свою столицу в России, но притязает на мировое владычество.
В чём наша миссия, от чьего имени нам действовать? Поистине, действовали мы от имени нашего Божеского образа и подобия. И ещё — от имени России: не той, что предала Христа за разрешение на грабёж и убийство и погрязла в мерзости, а России другой, подъяремной, страждущей, но всё же до конца не покорённой. О неизбежности Неизбежна была русская революция или нет? Никакой неизбежности, конечно, не было, ибо, несмотря на все недостатки, Россия цвела, росла и со сказочной быстротой развивалась.
Говорят: революция была неизбежна, ибо народ жажд
Оглавление

99 лет назад, в феврале 1924 года, Иван Бунин выступил в Париже на собрании русских эмигрантов. Речь была яркой и изобиловала библейскими образами. Вот некоторые фрагменты.

Иван Бунин (1870 - 1953)
Иван Бунин (1870 - 1953)

Две России

Соотечественники!
Наш вечер посвящён беседе о миссии русской эмиграции.
Нас, рассеянных по миру, около трёх миллионов. Сотни тысяч из нашей среды восстали
сознательно и действенно против врага, который ныне имеет свою столицу в России, но притязает на мировое владычество.
В чём наша миссия, от чьего имени нам действовать? Поистине, действовали мы от имени нашего Божеского образа и подобия. И ещё — от имени России: не той, что предала Христа за разрешение на грабёж и убийство и погрязла в мерзости, а России другой, подъяремной, страждущей, но всё же до конца не покорённой.

О неизбежности

Неизбежна была русская революция или нет? Никакой неизбежности, конечно, не было, ибо, несмотря на все недостатки, Россия цвела, росла и со сказочной быстротой развивалась.
Говорят: революция была неизбежна, ибо народ жаждал земли и таил ненависть к господам. Но почему же эта будто бы неизбежная революция не коснулась Польши, Литвы? Или там не было барина, не было всяческого неравенства? И по какой причине участвовала в русской революции и во всех её зверствах Сибирь, не знавшая крепостного права?

Кровавый балаган

Была Россия – великий общий дом, населённый огромным и могучим семейством, созданный благословенными трудами многих поколений, освящённый почитанием Бога и памятью о прошлом. И что с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом и неслыханным братоубийством - кошмарно-кровавым балаганом с чудовищными последствиями. И этот кошмар сегодня всячески прославляется, возводится в перл создания и длится при полном попустительстве всего мира, которому давно пора бы крестовым походом идти на Москву.
Но мир отвернулся от страждущей России. Европа мгновенно задавила большевизм в Венгрии, но когда дело идёт о России, она тотчас вспоминает правило о невмешательстве во внутренние дела соседа и спокойно смотрит на русские
«внутренние дела».

О В. И. Ленине

Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру нечто потрясающее: он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек. И всё-таки мир настолько сошёл с ума, что среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?
Сам Семашко (
нарком здравоохранения РСФСР, - ред.) брякнул сдуру во всеуслышание, что в черепе этого нового Навуходоносора нашли зелёную жижу вместо мозга. На смертном столе, в своём красном гробу, он лежал, как пишут в газетах, с ужаснейшей гримасой на серо-желтом лице. А соратники его пишут: «Умер новый бог, создатель Нового Мира, демиург!»

Что нельзя перетерпеть

Русская эмиграция не приемлет Ленинских градов, Ленинских заповедей. Нас упрекают: «Вы не хотите ради России претерпеть большевика!» Да, не хотим - можно было претерпеть ставку Батыя, но Ленин-град претерпеть нельзя.
Россия! Кто смеет учить меня любви к ней? Один из недавних русских беженцев рассказал, как красноармейцы убили нищего старика, жившего в хибарке с худой собачонкой. Искали деньги, не нашли. А как ужасно металась и выла эта собачонка вокруг трупа и какая лютая ненависть появилась в ней: лишь только завидит вдали красноармейскую шинель, - тотчас же вихрем несётся, захлебываясь от яростного лая!
Я прочёл это с ужасом и восторгом, и молю Бога, чтобы Он до моего последнего издыхания продлил во мне подобную же собачью святую ненависть к русскому Каину.
И да святится вовеки память русского Авеля – белого ратника, почившего в мёртвой степи.