В разговоре о Церкви нельзя обойтись без определения Церкви.
Евангелие написано на греческом. В отношении своих общин апостолы употребили греческое понятие и греческое же слово Эклессия (греч. ἐκκλησία) – народное собрание, высший орган государственной власти в Древней Греции с законодательной, исполнительной и судебной властью.
Когда Русь перенимала православную веру у Византийской Империи, то многие греческие слова были просто заимствованы из греческого языка: Христос, ангел, патриарх, митрополит, епископ, пресвитер, иерей, анафема, аскетизм, Литургия, Евхаристия, догмат, ересь, ипостась, синод, схизма. Но некоторые слова перевели на русский язык. Среди таких слов мы встречаем слова: Бог, крещение (омовение, погружение в воду), Церковь.
Греческая Эклессия (гос. орган) – не просто случайное сборище людей, объединённое некой идеей или убеждениями. Это:
- совершенно конкретная организация,
- имеющая свои правила,
- членство,
- чёткие границы,
- в рамках которых действовали законы,
- осуществлялся суд,
- соблюдался установленный порядок.
Всё то же самое повторяло собой устройство Церкви уже при апостолах:
Апостолы оставили такое учение о Церкви – это мистический богочеловеческий организм, составляющийся из людей, объединённых единой апостольской верой (Еф. 4:5), единой апостольской иерархией (Кол. 2:19; Еф. 4:16), едиными апостольскими же таинствами (1Кор. 11:23), под единой главой – Господом Иисусом Христом (Еф. 4:5). Таинства же апостольские в том смысле, что совершению их Господь научил апостолов (1Кор. 11:23) и им же вверил их совершение, а они уже вместе с вероучением передали Церкви и таинства, рукополагая для их совершения священство, кроме Крещения, которое иногда совершалось и другими членами Церкви (но не любым вообще человеком, и, тем более, не самим собой).
Рассмотрим три составляющих характеристики Церкви подробнее.
1. Вера
Православная Церковь с I по XXI век хранит и особо оберегает одну и ту же апостольскую веру. Все Вселенские Соборы (вся Церковь) собирались только по причине попыток искажения апостольского вероучения и вынужденно вырабатывали словесные определения веры в противовес появившейся ереси (ложного учения).
Для Православной Церкви отступление от апостольского вероучения недопустимо, за что она нередко становится объектом нападок и различных обвинений в несоответствии запросам современности.
2. Иерархия
В апостольских общинах священниками были совершенно конкретные люди, которых сами же апостолы рукополагали, озвучивая епископам строгие правила для будущих ставленников в епископы и священники (1 Тим. 3:1-15). Апостолы указывали, что это не формальность, но через их рукоположение священство приобретало особый дар и благодать (2 Тим. 1:6).
Православное священство возводит череду рукоположений к апостолам. Епископы Церкви могут привести последовательные списки рукоположений, восходящие к апостолам. Эти списки легко проверяются исторически. В неправославных христианских обществах либо не предают апостольской преемственности весомого значения, либо полностью устранён институт священства в том виде, каким он был при апостолах.
3. Таинства
Церковь признаёт все таинства каждой общины (поместной церкви), совершённые в соответствии церковными канонами (правилами), находящимися в общении с Церковью епископами и священниками.
Например, крещение в Иерусалимской Церкви признаётся Церковью в России, а член Русской Церкви может причащаться Тела и Крови Спасителя в Антиохийской Церкви и так далее.
Единство Церкви в таинствах означает не столько даже признание благодатности таинств друг друга, но что важнее всего, означает мистическое единство в Теле Христовом, членом которого человек становится в церковном таинстве Евхаристии – вкушении Тела и Крови Спасителя (Ин. 6:53).
Апостолы постоянно упоминают в посланиях, что Церковь – тело Христово (Еф. 1:22-23; Кол. 1:24, 2:19, Еф. 4:16; 1 Кор. 12:12-27; Рим. 12:5), а глава тела – Сам Христос (Еф. 1:22), и Он же Спаситель тела (Еф. 5:23).
Членами же Тела (Церкви) становятся в таинстве Крещения (1Кор. 12:13), а живут в Церкви таинствами Покаяния и Евхаристии (1 Кор. 10:17).
Один из первых епископов Церкви, древних христианский святой, мученик (убит в 101 г.) пишет:
«Глава 8. Ничего не делайте без епископа.
… Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это[1]»
Святитель Игнатий Антиохийский, I век
Таким образом, Церковь там, где имеющие одну апостольскую веру во Христа люди, освящаются в Таинствах Крещения и Евхаристии через канонически рукоположенного и служащего епископа (преемника апостолов) или направленного им на служение священника.
Читать продолжение:
[ 3 < Назад | 4 | Вперёд > 5 ]
---
Источники:
[1] – Игнатий Антиохийский, святитель. Послание к смирнянам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-smirnjanam/