Белорусские комбайны собирают и в России. В Брянске. на базе заброшенного ещё советского завода организовано крупное современное производство. Мне удалось его посетить и посидеть в кабине белорусо-российского сельхозгиганта
Залезть в кабину было непросто. Раньше я думал, что туда должна вести какая-нибудь лестничка, но беглый осмотр ее не выявил. Заметив мое замешательство, сопровождавший нас генеральный директор завода «Брянсксельмаш» Валерий Сулеев участливо подсказал: «Да вы по колесу, по колесу!». Колесо было огромное – со мной по росту вполне сопоставимое.
В кабине новенького комбайна сидел рабочий и колдовал с проводами. Мы, словно старые знакомые, обменялись рукопожатиями и занялись своими делами. Николай, так звали рабочего, продолжал прозванивать цепь, а я – отвлекать его вопросами.
Место комбайнера оказалось удобным. Это прекрасно – механик проводит в нем в сезон в сутки по 10–12 часов.
– У вас здесь прямо как в премиум-классе, – опять отвлек я от дела Николая.
– Разумеется. Как в дорогом авто, только ремней и подушек безопасности не хватает. Кондиционер, обогрев, радио, дисковый проигрыватель, бортовой компьютер. По желанию клиента телевизор можем поставить, GPS, bluetooth. Хоть живи здесь – тепло, просторно, окна, вон, панорамные.
Окна действительно были панорамные, практически во всю высоту кабины. Покрутив руль и подергав за разные органы управления, я удовлетворил журналистское любопытство и спустился на бетонный пол сборочного цеха совместного российско-белорусского предприятия «Брянсксельмаш».
– И сколько такая крутизна стоит? – спросил я у Валерия Сулеева.
– Вот этот красавец КЗС – 7 млн 200 тыс., а с учетом скидок и субсидий – 6 млн 800 тыс. рублей.
– Это базовая комплектация, а с наворотами сколько?
– В эту базовую комплектацию входит все необходимое для нормальной работы. Навороты – это уже больше элементы удобства. Шторки на окна. Существенного влияния на цену они не оказывают.
КЗС – «комбайн зерноуборочный самоходный». Здесь, в цеху Брянского завода, их стояло штук сто. Все большие, красные, с надписью «Palesse» на глянцевом боку. Конечно, даже по-английски слово «Полесье» следовало бы писать не так. Ну, например, так: Polesye. Но в данном случае ошибки не было. Ибо в Брянске собираются не российские, а белорусские машины, а с точки зрения белоруской орфоэпии тут все грамотно.
Брянск – один из старейших российских городов. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи под 1146 годом. О нем говорится как о достаточно крупном и известном городище. Летописец даже не старается как-то его обозначить, как бы полагая, что кто о нем не знает? И хотя у нас считается за правило отсчитывать возраст населенного пункта, исходя из первого письменного упоминания, археологи условно датируют основание Брянска 985 годом. Тогда, в древности веков, он назывался Дьбрянск или Дебрянск – от знакомого нам слова «дебри», обозначающего местность, поросшую густым лесом и кустарником.
Сегодня это федеральный центр с населением чуть менее полумиллиона человек. Брянская область – стратегически и экономически важный центр – граничит с двумя постсоветскими государствами: на юге – с Украиной, и на западе, что для нашего канала особо важно, – с Беларусью.
Последнее определило область как плацдарм для белорусской промышленной экспансии. Да-да, именно так. Здесь можно по примеру американского министра обороны Джеймса Форрестола крикнуть: «Белорусские идут!». Только из окна после этого прыгать не надо.
Белорусский промышленный гигант «Гомсельмаш» купил 51% акций того, что оставалось от некогда процветавшего брянского завода «Сельмаш», в 2005 году. Объект сделки – полуразрушенные корпуса, в которых долгие годы не ступала нога рабочего человека. Вначале число выпущенных комбайнов измерялось десятками в год, потом – сотнями, сейчас – тысячами.
По сравнению с тем же Гомелем брянский завод не тянет на титул промышленного гиганта. На белорусском предприятии работают более 16 000 человек, а на его российской «дочке» – от 220 до 250, в зависимости от числа заказов. Но для города – это крупный налогоплательщик. И у рабочих предприятие на хорошем счету: 40 тыс. рублей средней зарплаты – сумма по здешним меркам неплохая. Можно и больше. Например, хороший сварщик при желании вполне может заработать до 100 тыс. рублей.
«Брянсксельмаш» в городе – далеко не единственный объект белорусского «наступления». В Брянской области успешно работают семь крупных промышленных субъектов со значительной долей белорусских инвестиций:
1) Герой повествования, ЗАО СП «Брянсксельмаш».
2) ООО «Амкодор-Брянск». 100% белорусской собственности. Продукция – фронтальные погрузчики. За январь – июнь 2013 года собрано 94 машинокомплекта на 4,9 млн долларов.
3) ООО «Пинскдрев-Брянск». 90% белорусской собственности. Производство и продажа мебели.
4) ООО «Белорусская продовольственная компания». «Дочка» двух белорусских компаний: концерна «Белгоспищепром» и ОАО «Мозырьсоль» (им принадлежит 100% акций).
5) ООО ТД «Молочное кружево». Стопроцентная дочка белорусского ОАО «Молочные продукты».
6) ООО ТД «Щука». У белорусского ОАО «Щучинский маслосырзавод» – 51%.
7) Наконец, СП ООО «Мясомолпродукт», в котором ОАО «Бобруйский мясокомбинат» принадлежит ровно половина.
С помощью политики привлечения белорусских инвестиций администрация планирует не только поднять на ноги промышленность, но и исправить серьезный перекос торгового баланса. Действительно, торговые отношения между Беларусью и Брянщиной всегда были активными. Только о паритете говорить не приходится. На протяжении всего нового века Республика Беларусь продавала Брянской области товара больше, чем покупала. А за последнюю пятилетку сальдо в пользу западной соседки выросло более чем всемеро.
Сегодня основу белорусского экспорта в Брянск составляют поставки сельскохозяйственных машин. На втором месте – молочные продукты. На третьей ступеньке пьедестала – цемент, изделия из цемента, бетона, искусственного камня. Основу же импорта составили отходы и лом черных и цветных металлов, железнодорожные вагоны и части подвижного состава и тот же цемент.
Сегодня в Брянской области более ста точек, торгующих белорусскими товарами. При этом во всей Беларуси нет и ларька, торгующего товарами брянскими. Но руководство области надеется, что ситуация эта будет исправлена. Пока же импорт развивается по другим направлениям. Так, брянские белорусские комбайны очень хорошо берут наши китайские друзья. А что, машины хорошие: 330 «лошадей», производительность – 12 кг зерна в секунду. В скором времени производительность планируется увеличить до 14–16 кг. И всё это по ценам значительно ниже, чем у ведущих мировых производителей – Class, John Deere и так далее.
– В своем классе наша техника и по мощности, и по потерям зерна вполне способна конкурировать с зарубежной, – рассказал нам Валерий Сулеев. – Есть шероховатости по дизайну, эргономике. Необходимо объединять усилия, повышать качество и надежность техники.
И дело идет, усилия объединяются. «Гомсельмаш» работает со 160 российскими смежниками. Половина комплектующих белорусской техники – родом из России. Если считать, что на окончательную сборку приходится 30% всех затрат, то получается, что брянские «Палессе» на 80% – российские. И на 100% – союзные.
– Вот подождите, – сказал мне Валерий, – мы наши машины еще назовем «Полесье». По-русским правилам. Увидите.
Валерий ЧУМАКОВ
Фото: img.promportal.su
Вам по нраву материал — подпишись на наш канал ➕Чтоб и дальше Чбыло так — не забудь поставить знак 👍