Нет, ну если у Aurus (при удачном стечении обстоятельств) все еще есть шанс доказать свою состоятельность, то у суперкаров Marussia его нет уже давно. Хотя, пожалуй, она стала первой попыткой создать новый российский суперавтомобиль в XXI веке. Но ведь была еще и как минимум вторая! Имя ей - Bilenkin Cars Vintage, рожденная в 2015 году...
Итак, люди делятся на две категории. Первая – это те, кто не знает о существовании Bilenkin Classic Cars. Вторая – те, кто что-то где-то слышал, но уже забыл. Есть, конечно, еще и третья (те, кто купил себе такой автомобиль), но их всего пара десятков человек… В общем, данная заметка будет для первых и вторых. Потому как третьи наверняка уже знают, что в 2022 году компания Bilenkin вынуждена была закрыться. На данный момент не работает даже ее официальный сайт. Именно с него автор данной статьи и успел взять часть фотографий. Другая часть - с www.drive.ru...
Честно говоря, я и сам наткнулся на них случайно, просматривая фотографии с какой-то российской выставки семилетней давности. Именно там и были представлены детища Bilenkin Cars. Что это за производитель такой - спросите вы? Скудные сведения о данной компании говорят, что названа она в честь предпринимателя Кирилла Биленкина. С 2002 года занимается реставрацией и различным стайлингом классических машин, от Победы до Mercedes W123.
Ну да ладно, ближе к делу. Что такое Vintage 335i? С точки зрения закона, это именно российский автомобиль! Да-да, с 2015 года Bilenkin Cars является не просто тюнинг-ателье: они имеют права присваивать машинам свой VIN. То есть в некотором смысле делать замену кузова. Кузов компания разработала сама, но при поддержке давно известного ателье Cardi (те, кто постарше, наверняка помнят это название по странным российским концепт-карам девяностых годов). Стало быть, замена кузова и является главной процедурой при конвертации обычной «трешки» BMW E92 в данный экспонат. Подержанные, но не очень старые модели-доноры были выбраны специально, чтобы сократить цену конечного продукта. С другой стороны, у этих машин есть нормальные шасси и моторы плюс достаточный список систем безопасности.
На переделку BMW в Bilenkin приходили в основном «жирные» модификации: 335i, M3 и даже Alpina B3. Именно такая модификация, Bilenkin Vintage B3, попала на тест Михаила Петровского в Drive – осенью 2018 года. Хотя появились эти машины еще раньше: в конце 2015-ого их представили на автосалоне в Дубае (!), после чего о рождении нового российского бренда написали даже немецкие газеты типа Die Welt. Но в Европе, судя по всему, эти машины никого не заинтересовали.
Еще четыре года года назад журнал drive.ru написал, что спроса на Vintage нет. До начала 2019-го было выпущено всего 17 автомобилей, а что дальше – неизвестно. Хотя в декабре 2021 года модель еще висела на их сайте и была доступна к заказу. Хотя цена ее составляла как минимум 290 тысяч долларов, то есть 20 млн рублей. Сейчас такие числа за "слегка доработанную BMW" уже мало кого пугают, но на тот момент это был космос! Ведь за эти деньги можно было взять две новеньких "семерки" - пусть даже с шестицилиндровыми моторами и в простых комплектациях. Очевидно, что автомобили Bilenkin были обречены на коммерческий провал. Возможно, что Биленкину стоило бы не закрывать свое скромное производство, а просто "заморозить" его и дождаться лучших времен? Впрочем, я не исключаю, что он просто сам уехал из России...
P.S.: В качестве резюме для такой статьи можно было написать большой слёзный текст о том, как в нашей неумытой России умер очередной вроде бы гениальный проект. А в историческом контексте Bilenkin завис где-то между давно заглохшей Марусей и еще карабкающимся Аурусом...
Впрочем, сейчас, в 2023 году, в России уже нет не то что Биленкина - от нас ушла сама BMW! Зато возродился Москвич. Но надолго ли? И не станет ли он очередным пополнением этого грустного списка?
Мой собственный книжный проект по истории BMW (все тома есть в продаже):