Кто сказал, что искать и находить монеты — это плохо? Если они попадают в музей вместо того, чтобы оставаться в земле, недоступными для исследований, то все даже очень хорошо!
В конце января 2023 года сотрудники музея Арсеньева во Владивостоке сообщили о показательном случае. Щедрый даритель передал в музейные фонды 32 амулета, исполненных в форме монет. Некоторые из них и есть китайские монеты государства Цзинь, датирующиеся примерно XIII веком и переделанные для ношения на шее. Оказывается, все амулеты были найдены на участках местных жителей.
Ну а теперь немного истории, которую вы можете и не знать.
С падением в 1234 году государства Цзинь и утратой государственности полуанклавом Дун Чжэнь (существовал в 1215-1234 гг.), на территории Приморья наступил так называемый «темный период». Источники о быте, торговле, этническом составе проживавших народов на территории региона в этот период почти неизвестны. Согласно китайским источникам XVII века, в Приморье проживали племена воцзи, варка, нивхи и айны.
Одними из характерных предметов материальной культуры народов, населявших Приморский край в описываемый период, являются привески, выполненные из медного сплава и повторяющие форму и элементы монет с квадратным отверстием. Их диаметр 40-55 мм, они имеют проделанное после отливки отверстие для ношения и несут на себе руноподобные символы, расположенные на лицевой стороне.
На территории Дальнего Востока такие «руны» известны с древнейших времен. Их бытование проходит через всю материальную культуру амурских народов неолита, раннего железного века и Средневековья. Встречаются они в виде знаком среди наскальных изображений, на керамике, оружии и предметах металлопластики. Что касается амулетов, то практически во всех культурах их назначение состояло в выполнении защитных и охранных функций носителя от злых сил и намерений.
Именно такие монетовидные амулеты пополнили фонды Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. По словам главного хранителя музея Максима Якупова, эти предметы интересны тем, что характеризуют духовную культуру тех народов, которые проживали здесь в междугосударственный период после падения чжурчжэньских государств и до появления Российской империи.
По словам передавшего амулеты в фонды музея, находки были сделаны в Чугуевскои, Спасском, Шкотовском, Партизанском и других районах — на огородах, в полях.
Амулеты разделяются на несколько типов по тем изображениям, которые на них нанесены. Либо это какие-то условные знаки, либо какие-то орнаментальные мотивы.
К примеру, один тип – это иероглифические крупные монеты династий Северная Сун и Цзинь, как правило, пробитые или просверленные для подвешивания в качестве амулетов в поясных и нагрудных украшениях.
Другой тип образуют орнаментальные амулеты, также имеющие форму литых китайских монет, но с различными орнаментами вместо иероглифов. Эти орнаменты образованы либо линиями, либо контурным абрисом, либо точками.
Третий тип – комбинированный, или декоративно-иероглифический, начертание иероглифов на котором, как правило, выполнено точками по внутреннему полю.
Музей очень благодарен коллекционеру за проведенную им работу, а также за щедрый дар и обещает экспозицию с самыми интересными и уникальными находками.
П.Макаров