Вы еще с нами, дорогие мои друзья? Ведь я продолжаю вспоминать наше летнее путешествий по волнам Ладожского и Онежского озер. Мы уже видели Коневецкий монастырь, заглянули в ладожские шхеры и были очарованы Рускеалой. Настало время посетить Валаам. Место, где, как я думаю, вне зависимости от вероисповедания, должен побывать каждый, приехавший в Россию человек - уж такая там благодать.
По обыкновению начну с карты и с описания той местности, где находится этот монастырь. А находится он в водах Ладожского озера, второго по размерам в нашей стране. Монастырь стоит на архипелаге, имеющем сильно изрезанную береговую линию (шхеры есть и здесь) и, помимо основного монастыря, на архипелаге расположены многочисленные скиты. В некоторые из которых, имейте ввиду, женщинам нельзя категорически.
На территорию острова приходится более 2/3 площади всего Валаамского архипелага. Длина острова 9,6 км, ширина 7,8 км. Расстояние до ближайшего берега — 22 км.
Остров расположен в Ладожском озере. До острова Коневец — 60 км, до ближайшего к острову города Сортавала — 42 км, до Санкт - Петербурга — более 220 км по воде, из них 40 км по реке Неве (до внешней границы города), автомобильным сообщением — 316 км
Начнем с названия. Версий есть несколько и одна из версий научных гласит, что данное название имеет фино-угорские корни и может происходить от финского "валамо" - "высокая земля (гора)". Безусловно, как и на местах огромнейшего количества наших русских монастырей и церквей, когда-то и на месте этого монастыря было капище. То есть ,место, где молились языческим богам.
Впрочем есть любопытное церковное предание, которое нельзя подкрепить никакими письменными источниками и здесь все решает только вопрос веры. Так вот. Согласно церковному преданию, еще в первом веке нашей эры, на земли Валаама пришел Андрей Первозванный - ученик и один из апостолов Христа. надо признаться, что до этого, идя из Корсуни по Днепру, он заглянул и на место будущего города Киева, где "поставил крест на киевских горах". Обратившись к той же иконописи, вы найдете огромное количество иконографических сюжетов, подтверждающих сей факт. Хотя чего это вы искать будете? Сама для вас найду, итак, смотрим ниже...
Часто этот мотив звучит и написаниях икон, посвященных Киево- Печерской Лавре. Если надо и об этом написать - пишите в комментариях и я сделаю пост и на тему иконографии.
Так вот, Андрей, надо отметить, дошел таким образом до Великого Новгорода. Но мы понимаем, что города тогда могло и не быть (в наших летописях В.Новгород упоминается в контексте призвания Рюрика), да и известие о посещении Апостолом А.Первозванным этих мест мы относим к разряду возможной религиозной мистификации.
Ну а то, что на острове явно был установлен когда-то язычески идол, опять же подтверждает название. С финской версией мы уже разобрались выше, давайте разберемся со славянской. Ряд исследователей уверяет, что Валаам - от имени бога Велеса или Волоса или Вала или Ваала, а "мо" по ижорски - "земля". Вот и расшифруем это название, отталкиваясь от этой версии его происхождения, как "Валаамо" - "земля Велеса", идол которого, возможно, и стоял здесь. Кстати, это я взяла с офсайта монастыря, а уж там врать не станут.
Там же на сайте нашла и о том, что в момент Крещения Руси здесь уже появляется монастырь, что лично мне кажется сомнительным, но - кто знает. Из жития же Авраамия Ростовского узнаем, что уже в X веке на острове проживала монашеская братия, управляемая игуменом. ну а первое письменное упоминание относится лишь к 1407 году в "Сказании о Валаамском монастыре" Савватия Соловецкого.
В настоящий момент монастырь зело предивен и относится к разряду ставропигиальных. Если вы еще не знакомы с таким словом, добавляйте его к себе в "копилочку"
Ставропигиа́льный (греч. «крестоутвержденный») монасты́рь – монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху.
В настоящее время в России 33 ставропигиальных монастыря: 15 мужских и 18 женских
В монастыре не сохранилось средневекового архитектурного кластера. Тем паче, что в советский период времени здесь и Школа боцманов и юнг находилась и финны хозяйничали и целлюлозный завод располагался. Лишь в 1979 году в уцелевших постройках монастыря был открыт музей и начались реставрационные работы.
Широкое каменное строительство в монастыре стало развиваться в 18-19 столетии. А ныне существующий собор заложили в 1887 году. Лично я отнесла бы собор к эклектике - то бишь смешению стилей, что и соответствовало русской архитектуре конца 19 века. На мой взгляд, традиционное пятиглавие еще "помнит" стиль ампир ("имперский", зрелый классицизм), а вот колокольня и ризалиты с уступчатыми фронтонами (на фото - части из красного кирпича) по моему вкусу уже "стремятся" к модерну. (Вы можете со мной не соглашаться).
Внутри храм предивно расписан! По обыкновению ведения своего канала, вслед за статьей следует видео, вот там видно убранство. Росписи конца 19 - начала 20 века, с поновлениями 20 же века.
Лично меня впечатлила роспись, написанная вдоль восходящих лестниц храма, ведущих на второй этаж. Там выписаны все праведники земли русской! Нашла и Михаила Ярославича Тверского, о котором всегда рассказываю на своих экскурсионных программах в Твери и царевича Димитрия Углицкого нашла - о нем в родном Угличе речь веду. Всех нашла, о чем тоже в видео расскажу вам.
Ух! и Понаписала я для вас, мои дорогие! Утомлять читателя текстом - дело плохое, а и закончу-ка я эту статью, чтобы послезавтра продолжить и рассказать вам о том, как мы, взяв велосипеды, поехали самостоятельно исследовать Валаамский монастырь. Все-таки наличие собственного катера позволяет тебе уделять осмотру достопримечательности то количество времени, которое ты сам пожелаешь, а не которое даст тебе в качестве "свободного" экскурсовод ;-) А наличие на территории монастыря проката с велосипедами на моторчике позволяет этим временем грамотно воспользоваться ;-)
Продолжение следует!