Как люди становятся учителями? Кто-то, еще будучи ребенком, с детства рассаживает свои игрушки за столом и учит их математике. Кто-то идет в педагогический колледж, потому что мечтает посвятить свою жизнь малышам. Другие идут в тот же колледж, потому что больше некуда. У каждого своя причина, их может быть миллион. У меня не было особой причины. Судьба сама привела в школу. В одиннадцатом классе стал вопрос о том, куда поступать. Так как единственным и горячо любимым моим хобби всю жизнь было написание коротких рассказов, я решила поступать на журналистику. Для этого нужно было сдать ЕГЭ: русский, математику, литературу и историю. По истории и литературе мои родители захотели помочь мне подтянуться, и потому оплатили курсы при университете. Это были групповые занятия. Не репетитор, потому что дорого, но мне эти курсы очень помогли. Думаю, что частные занятия были бы в тягость. На групповых занятиях давали все то же самое, но было проще работать. Это я уже забежала вперед. Сначала мама поехала заключать договор с университетом и оплатила литературу и...английский! В квитанции на оплату не там поставила галочку. Деньги нужно было перевести между счетами (не знаю тонкостей), и, пока шел этот процесс, мне предложили разок сходить на английский, потому что занятия уже шли и деньги просто пропадали. Здесь нужно уточнить, что в 2000-х годах уровень преподавания этого предмета в школах был очень разный. Лично у меня английский не вели. Каждый месяц новый учитель, мальчики на задних партах играли в карты, девочки ели семечки, учитель читал что-то за своим столом. К первому уроку английского на курсах я знала только алфавит и парочку слов, которые прицепились непонятно откуда. Когда я пришла, увидела, что нас всего шесть человек. И все девочки. Мы не успели познакомиться, пришла преподаватель. Она у всех стала спрашивать: What's your name? (Как тебя зовут?). Я жутко разволновалась, ведь раньше мне ни разу не задавали вопросов на английском. Даже простых. Я знала правильный ответ, но, когда очередь дошла до меня, выпалила: My surname is Xenia (моя фамилия Ксения). Преподаватель очень удивилась и сказала:При чем тут surname? Тут все понятно". Было стыдно. Я тогда вообще остро реагировала на критику, а тут еще и вопрос был простой. До конца урока я старалась не отсвечивать. Не помню, что мы проходили, но помню, что ничего не поняла. В конце урока преподаватель рассказала историю про попугая, которую нужно было повторить за ней по памяти. По-английски, конечно. Эти пять минут позора мой мозг вырезал из памяти. Но что я точно запомнила, так это совершенно удивительное звучание английского языка. Преподаватель много лет жила в США и имела прекрасное произношение. Она говорила на английском так легко и естественно, и это не выходило у меня из головы. Дома я сказала родителям, что хочу продолжать заниматься английским и продолжу ходить на курсы. Это позволило бы поступить на факультет романо-германской филологии, который, как я тогда посчитала, был той же самой журналистикой, но еще лучше. И началось: аудирование, карточки со словами (ими был завален весь дом) и робкие попытки понять грамматику. Устной части в экзамене тогда не было. Она появилась только на следующий год. А я заканчивала школу в 2011. Экзамен я сдала хорошо, учитывая, что начала с нуля: 56 баллов. Я была рада этому результату. Позднее я сдала ЕГЭ еще раз, уже с устной частью, и получила 100. Сдала Cambridge TKT, участвовала в конкурсах... Короче говоря, дело пошло на лад. В университете учеба стоила гораздо дороже, чем ее можно было адекватно оценить. Преподаватели не приходили на пары, на лекциях студентов оставляли одних, а на семинарских занятиях многие преподаватели не могли говорить на английском. Не умели. Поэтому учиться пришлось в интернете. И уже к третьему курсу я начала видеть непривлекательную картину. Филолог с РГФ - это не русовед. Он не подготовлен быть корректором, редактором или журналистом. Он не может резко начать переводить документы, это нужно уметь делать. Да и в нашем городе не было таких вакансии вообще! Ни одной. Можно было стать переводчиком художественной литературы. Но тут еще сложнее в плане предложения на рынке работы. Такой специалист оказался просто не нужен. И когда я поняла, что все дороги ведут в школу (я не учитываю дороги, которые ведут в наращивание ногтей и ресниц), руки опускались. Все слышали истории о том, каково работать в школе. Так вы и попали в эту статью - в ожидании еще одной такой истории. И я вас не разочарую, но обо всем по порядку. В итоге, я получила диплом. Красный. Было приятно, но диплом с отличием за все 8 лет с момента окончания университета никого за душу не взял. Работодателя интересует только реальный опыт, и в конце серии статей о том, как я стала учителем, вы поймете, почему. Да и в целом, могу сразу дать небольшой спойлер: обучение в университете дало мне в сотни раз меньше, чем обучение по зарубежным программам повышения квалификации. Язык учится в живом общении, на реальных ситуациях. В университете же учили теорию, и не о грамматике языка, а его сравнительно-исторический анализ, лакуции, перлакуции, интерпретации худ. текста... И всякое такое. Важное, но не практичное. С этим дипломом я стала обзванивать школы. Надо сказать, что к 2015 году я уже успешно занималась репетиторством и говорила на языке почти свободно. Не было особо разговорной практики с носителями, но в предмете разбиралась хорошо. В школах мне отказывали еще на этапе звонка. Было два варианта развития событий. Первый:Нет, нам не нужны учителя". Тут я действительно решила, что за забором очереди. Второй вариант: звонок переводили на директора, и та, выслушав, что опыта в школе у меня нет, отказывала. Часто говорили честно, что лучше возьмут учителя с опытом и, конечно, с категорией (позднее я получила первую категорию). Это все заставило меня совсем расстроиться. Как же так - отучиться, чтобы что? Стоит уточнить, что диплом РГФ не дает педагогического образования, это зарубежная филология. Это тоже отпугивало директоров. Но где можно было в моем городе взять педагогику с английским - для меня загадка по сей день. Нет у нас такого профиля в ВУЗах. Не было. Разбираться никто не хотел. Я набрала учеников и занималась репетиторством. Возможно, в отличие от многих сверстников, я тогда не особо разбиралась в тонкостях поиска клиентов в интернете. Или не так развито это было. Я занималась английским дома с пятью девочками. Мне нравились эти уроки, радовалась каждому их успеху. За занятия брала 300 рублей в час. После того, как в школах меня отказались признавать за учителя, мне и это казалось большой суммой (да, я была глупой и многого не понимала). В месяц выходили копейки. Жила я с мамой и видела, что ей это становится в тягость. Я понимаю, обучение оплатили, а я дома сижу. Скрепя сердце, пошла работать в МТС. Работу там описывать не буду. Оставлю это для тех, кто захочет написать статью на схожую тему. Проработала я там пол года, и однажды мне позвонили из школы, в которую я отправляла резюме. Они решили пригласить меня на собеседование! Я уволилась в тот же день, отработать разрешили всего неделю.
На собеседование собиралась, как на праздник. Накрутила волосы, надела платье и пошла как в садик на утренник. Разговор с директором был короткий. Я не могла поверить, что меня берут, а директор - что я на все соглашаюсь. Дали 42 часа и классное руководство в 5 классе. Это был 5Е класс. Плюс, конечно, внеурочка. Я понятия не имела, что это такое, но тоже согласилась. Я не знала школьных терминов: КТП, сетевой город, ФГОС... Пришлось все изучать на лету. Об этом продолжу рассказывать в следующих частях. Из кабинета директора меня направили к завучу. Она сказала, что, так как педагогического образования у меня нет, мне нужно пройти курс повышения квалификации. Как жаль, что я не знала этого раньше! Мы договорились, что я принесу документ с курсами через месяц, к 28 августа. На этом собеседование закончилось.
Я не знала, что ждет меня впереди и как школа разделит мою жизнь на "до" и "после". Но в тот день я была абсолютно счастлива.
Читайте также.