Найти тему
● Сектор Моделизма ●

Самая маленькая модель "Агата" | Первый прототип Лады Калины | Проект Березовского из лихих 90-х

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня вашему взору будет представлена очень необычная и редко упоминаемая моделька саратовского производителя "Радон", который сегодня наиболее известен как "Агат". К слову, всё, что написано про данное изделие в названии статьи - чистая правда, а тем будет интереснее...

Слышали ли вы про несбывшиеся мечты о новом и самом перспективным русском автомобиле? Если вам хотя бы под 40 и вы автолюбитель - то однозначно. Безусловно, и ребятки помладше, но активно увлекающиеся историей отечественного автопрома - знакомы с такими мутными словечками, напоминающими бред среднестатистического постояльца "шестой" палаты, как "Авва", "ЛогоВаз" и "Березовский".

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее интересных эпизодов этого периода – проект всероссийского народного автомобиля, возникший в начале 90-х годов на почве тесного сотрудничества тольяттинского автогиганта с компанией Бориса Березовского.
Следующим проектом Березовского стал Автомобильный Всероссийский Альянс, или АО «АВВА». Призванный создать поистине «народный» автомобиль, завод начал собирать деньги. В 1993 году любой житель страны мог стать его акционером, просто обменяв свой ваучер на 1 акцию нового завода. Купив акций на 10 миллионов рублей, можно было получить сам автомобиль (когда его произведут).
Планы были амбициозными – построить в Тольятти новый завод и производить на нем 300 тысяч авто в год. Для сравнения, сам АвтоВАЗ тогда производил 600-800 тысяч автомобилей в год. И, кстати, гигант из Тольятти купил около 70% акций AVVA.
Сам по себе народный автомобиль получил индекс ВАЗ-1116 и должен быть стать новой компактной моделью на смену «Оке» и «Самаре». Параметры новой машины были весьма неплохими, а внешний облик сформировался тоже быстро...
Так как самого по себе автомобиля "Авва" в природе так и не случилось - на фото представлен один из первых прототипов Лады Калины, которой, как известно, и было суждено примерить на себя внешность, придуманную для призрачной "Аввы".
Так как самого по себе автомобиля "Авва" в природе так и не случилось - на фото представлен один из первых прототипов Лады Калины, которой, как известно, и было суждено примерить на себя внешность, придуманную для призрачной "Аввы".

Конечно, друзья мои, данная статья не может включить в свой состав и полную историю краха Б. Березовского с перерождением "Аввы" в "Калину", и историю появившейся на фоне всех этих мистических событий масштабной модели из Саратова - придется выбирать что-то одно. Пожалуйста, кому интересно узнать всё про "народную машину мечты" образца начала 90-х - как дочитаете мой материал - перейдите по соответствующей ссылке в конце. Благодарю за понимание, переходим к делу...

Так, необходимо понимать, что Радоновское изделие копирует внешний вид, заданный дизайнерами начала 90-х для будущего "народного" автомобиля с именем "Авва" - этот же внешний вид со временем перекачивал на прототипы "Калин".

Что мы знаем про историю производства самой модельки? На самом деле - почти ничего.. или очень мало. Далее цитируются мемуары пользователя RC-forum от 07.2018, написанные в первую очередь в разрезе воспоминаний о саратовской модели Opel Corsa - о ней еще скажем пару слов отдельно:

...В 1994 году концепция у Автоваза и AVVA поменялась, GM отказали, а сами решили выпускать собственную модель автомобиля на базе российско-фиатовского проекта А93, наработки которого превратились в макет ВАЗ 1116. По этому в 1994-95 году на предприятии Радон по заказу Логоваза выпустили небольшую партию модели прототипа авто AVVA - ВАЗ 1116 так же в масштабе 1/66. Проект AVVA в 1995 году просто заморозили на неопределённое время, выдав в 1995 году в Москве на очередном собрании акционеров каждому владельцу СПД (свидетельства депонировании акции) по игрушечному автомобилю AVVA - ВАЗ 1116. Потом акционеров кинули. Проект провалился.

Прав у Радона на дальнейший выпуск модели не было, политически выпускать её тоже было не с руки (после того как Березовский кинул всех простых акционеров и увел все деньги в Финляндию на завод Valmet) так как проект с треском развалился. Поэтому век этой модели был недолог и тираж небольшой. Хотя остатки тиража еще пару лет привозили по модельным точкам...

Таким образом, можно прикинуть, что машинка, о которой мы сегодня ведем речь, выпускалась около года, а, скорее всего, и вовсе уложилась в рамки исполнения одного заказа (одной партии). Масштаб изделия крайне необычный - 1/66. Ближайшим и единственным "Радоновским" родственником "AVVы" является упомянутый вскользь Opel Corsa, чья история еще более запутанная и требует отдельного рассказа - к этому мы вернемся сразу, как только появится соответствующий повод.

Я еще в 90е слышал много баек про эту модель, еще больше сейчас!

99% из них просто байки! Напишу факты о которых достоверно знаю.

Herpa никогда не выпускала diecast в масштабе 1/66.

В начале 90х Herpa впервые попробовала себя в diecast и дебютировала в 43-м масштабе, а так же активно вышла на рынок в качестве разработчика пресс-форм. По этому скорее всего к ним могли обратится за разработкой пресс-форм промомодели концерна AVVA - АО Автомобильный Всероссийский Альянс - отсюда и соотвествующий лейбл на дне.

Я в начале 2000-х годов писал в музей фирмы Herpa, и обращался в их официальный фан-клуб с вопросами по этой модели. Мне ответили, что впервые о ней слышат! Музей Herpa попросил меня прислать им хорошие фото и если возможно пару штук моделей. Они тогда стоили копейки, пересылка была еще дешевле и я выслал в Германию пару автомобильчиков. Меня поблагодарили, прислали в ответ целую коробку проспектов и клубных моделей в масштабе 1/87, но ни какой информации я не получил! Аналогично с официальным фан-клубом Herpa и немецким сообществом коллекционеров Herpa. Инфо ноль!

Единственное, что удалось удачно пополнить коллекцию, так как немцы попросили эту модель и я прислал им в клуб пару коробок в обмен на редкую продукцию Herpa, благо в Питер эту мелочь таскали коробками.

Так что истинная история происхождения форм и появления логотипа Herpa на модели пока покрыта мраком.

На этом пока про Опель закончим...

Колеса отлиты из пластика и состоят из "покрышки" и "диска-колпака". Дно машинки металлическое, имеет название мифической машины, страну производителя, символику и отверстие под винт.
Колеса отлиты из пластика и состоят из "покрышки" и "диска-колпака". Дно машинки металлическое, имеет название мифической машины, страну производителя, символику и отверстие под винт.

Не скрою от вас, что в моей коллекции находятся целых две "Аввы" - хорошо, что в разных цветах кузова, но и не только...

Имея в коллекции сразу две модели, о которых, напомню вам, вообще никто не вспоминает и не интересуется ими, можно выявить некоторые видовые различия. Так, мои образцы отличаются между собой не только цветом кузовов, что довольно обычно, но и цветом донышек, точнее... У одной - используется глянцевая черная краска, у второй - матовая. Примечательно, что машина с матовым дном - значительно легче, однако, уверяю - матовое донце не пластиковое (я тоже сначала так подумал) - это 100% сплав, но какой...
Имея в коллекции сразу две модели, о которых, напомню вам, вообще никто не вспоминает и не интересуется ими, можно выявить некоторые видовые различия. Так, мои образцы отличаются между собой не только цветом кузовов, что довольно обычно, но и цветом донышек, точнее... У одной - используется глянцевая черная краска, у второй - матовая. Примечательно, что машина с матовым дном - значительно легче, однако, уверяю - матовое донце не пластиковое (я тоже сначала так подумал) - это 100% сплав, но какой...

Что же, друзья, да, сегодня я познакомил вас с самой маленькой моделью "Агата"! Да еще какой! А какой еще производитель, кстати, выпускал модельку "Калины" в кузове хэтчбэ... ой, оговорочка, дети повлияли... Та, собственно, и модель "Аввы" больше никто не... Короче, мы первые, мы лучшие, запомните и повторите. Она забыта, она вычеркнута, ее как-будто и не существует даже для самых ярых поклонников "Саратова", но... стоит ли о ней помнить? Фар нет, салон одной деталью, хотя подвеска рабочая по принципу Москвичей с пластиной... Короче, моё дело показать, а ваше сказать "спасибо". Всем пока...

Читайте также: Волга со светящимися фарами от завода "ГАЗ"; Зил 133ГЯ из Украины; "ГАИшная" 2108 из 90-х; подробная информация о проекте Бориса Березовского.

Авто
5,66 млн интересуются