Мои внуки страшные сластены. Но еще больше любят сказки.
Однажды мы пекли торт. Не помню по какому поводу. Младшие две внучки-Залина и Раяна, возились с нами на кухне. Носы, щеки их в муке, руки в тесте. Вдруг, четырехлетняя Залина спросила:
- Бабулька, а откуда берётся мука?
Я стала ей объяснять, что сначала необходимо вырастить зерно, затем собрать его, просушить, перемолоть, расфасовать в пакеты, привезти в магазин, чтобы мы потом могли купить муку и испечь торт.
Мои объяснения девочку не удовлетворили. Она снова задала вопрос:
- А что такое перемолоть?
Ее вопрос поставил меня в тупик. Объяснять четырехлетнему ребёнку все тонкости технологии ручной промышленности не было смысла. Нужно было выходить из ситуации доступным для ребенка способом:
- Помнишь, мы ездили в лес к реке?
- Помню, ты говорила , что там стоит речная мельница. Только она не работает,-с сожалением в голосе сказала малышка.
- А знаешь, Залиночка, когда-то очень давно люди не знали что делать с зерном. Дети умирали от болезней желудка, взрослые жили недолго...
- Ты же будешь жить долго?- с тревогой спросила внучка.
-Конечно буду. Ведь для людей постарался очень умный и добрый человек. Звали его Ботка. По-любому поводу к нему ходили за советом. Однажды старейшины пришли к нему и попросили помочь:
- Дети страдают от голода. Зерно есть, а что делать с ним не знает никто .
Ботка выслушал их и сказал:
-Я постараюсь помочь .
И впал в глубокий сон. Он спал несколько дней, а потом исчез. Через несколько дней Ботка вернулся к встревоженным людям . В руках у него была ручная мельница. Люди спросили у него:
-Ботка, ты где был?
- Я был в подземном мире. И принес вам мельницу. Мелите зерно, делайте хлеб, варите кашу,- сказал Ботка и показал как надо молоть муку. Аппарат состоял из двух гладких отшлифованных камней. В центре была дырочка для рукоятки. Между камней насыпалось зерно, рукоятка крутила камни, дробила зёрнышки и получалась мука.
-Бабушка, а речная мельница такая?- поинтересовалась девочка.
- Да, но принцип один и тот же. Два больших камня, их называют жерновами, крутит вода. Камни размалывают зерна и получается мука.
- Бабушка, а Ботка может сейчас построить аппарат, чтобы полететь на Луну?
- Наверное, может, -рассеянно ответила я .- Только зачем тебе Луна?-
поинтересовалась я.
- Помнишь ты рассказывала сказку о жителях Луны? Я бы полетела, посмотрела бы как они там живут, готовят ли пироги, торты. И мультфильм есть про Лунтика.
Надо быть внимательнее, рассказывая сказки, подумала я про себя.
Дети же , с детской непосредственностью рассуждали о чем- то другом.