Ну согласитесь, странно же. Подобного можно было ожидать от каких-нибудь подвластных ордынцам князей. Зачем взявшему Казань царю - татарский головной убор, да ещё и такой роскошный?
А может, это просто современные художники так плохо знают эпоху? А вот и нет: сохранились артефакты, описания современников и даже решение Стоглавого собора: запрет носить ЭТО в церкви. Сталбыть, ЭТО было популярно.
Так что же это такое? Тюбетейка – и не тюбетейка. Шапка – и не шапка.
Эта маленькая шапочка на макушке называется по-русски тафья, ермолка или еломок. Православное духовенство, ещё по греческой традиции, носит похожие, но чуть больше и с крестообразной складкой, которые в обиходе называются скуфьями. Тафьи же носят люди обеспеченные, высоких социальных классов: обычно это русские дворяне, придворные и правители.
Скорее всего, к аристократам она попала вовсе не от священников. Ко времени Ивана Грозного в высшие слои общества проникла восточная мода: турецкая и татарская. Она вообще много в чём выражалась: в обувке, одёжке, причёске, обычаях застолий, даже в стиле общения. Обрусевшие ордынские тюбетейки стали частью этой моды, добравшейся и до царей.
От Ивана Грозного головных уборов, кроме царских венцов, не сохранилось. В Архангельском соборе хранится тафья царевича Дмитрия. Сохранилось четыре шапочки царя Михаила Фёдоровича. При Алексее Михайловиче азиатская мода сходит на нет, уступая место польской и венгерской. Последнюю тафью для русского царя сошьют в 1680-х, чтобы охранить слабое здоровье Фёдора Алексеевича.
А среди реконструкторов казачества тафьи популярны до сих пор. Удобные шапочки так-то: голову не печёт.
Автор - Андрей Гуренко