Найти в Дзене
Калинка-Малинка

Внучка

- Дарья Владимировна, ну чего вы сами такие тяжести таскаете? Вам же нельзя! – вскрикнула Марина и помчалась на помощь соседке.

Пенсионерка, завидев девушку, одарила ее теплой улыбкой.

- Ну что ты, Мариночка. Я сама могу донести эти пакеты. Они только кажутся неподъемными.

Только вот слова Дарьи Владимировны девушку не остановили. Она подошла к соседке и забрала пакеты из ее рук, не обращая внимания на сопротивление. Ну не могла она просто пройти мимо! Знала ведь, что у пожилых людей не так много сил, как у молодежи. Да и Дарью Владимировну Марина знала очень хорошо. Как-никак бабушка ее лучшей подруги. Разве можно пройти мимо?

- Давно я тебя не видела. Где пропадаешь постоянно? – пенсионерка посмотрела на помощницу.

- Ой, дел столько, что домой только ближе к ночи прихожу. Утром – учеба, вечером на работу бегу. Взрослая жизнь оказалась не такой веселой, - девушка шумно выдохнула.

- Это точно! Детство – лучшая пора. Я вам с Юлей постоянно это говорила, но вы и слушать меня не хотели.

- Глупые были просто. Кстати, как там у нее дела? Она совсем потерялась: не звонит, не пишет. Все хорошо?

Марина искренне переживала. Девочки дружили с детского садика и всегда держались вместе. Они многое прошли: первые влюбленности, разочарования, школьные дискотеки и горькие расставания. И перед поступлением в университеты дали друг другу обещания, что никогда не предадут эту дружбу. Первые месяцы все было просто замечательно: они разговаривали практически каждый день, много переписывались и делились самыми яркими событиями, что успели с ними произойти за это время. Но расстояние все-таки убивает дружбу... Юля перебралась в столицу: бабушка много лет откладывала деньги на обучение внучки, но в итоге все равно пришлось влезть в долги. Марина же осталась в родном городке, ведь ее родителей, очевидно, будущее дочки совсем не волновало. Единственным их приоритетом в жизни был алкоголь. Так что пробиваться девушке пришлось самостоятельно. К счастью, Марина нормально сдала экзамены и смогла поступить на бюджет в родном городе.

Девушка была уверена в том, что Юля не забудет о ней. Разве можно так быстро отвыкнуть от человека, который на протяжении многих лет был рядом? Выходит, что да…

- А я думала, что вы каждый день общаетесь, - искренне удивилась Дарья Владимировна, - Просто мне она очень редко звонит, сама понимаешь – экзамены, зачеты. Это дело такое. Стараюсь лишний раз не отвлекать ее от учебы.

Марина понимающе кивнула, хоть в голове и понимала, что вряд ли подруга все свободное время проводит за учебниками…Юля никогда не любила учиться, и вряд ли сейчас ситуация сильно изменилась. Но расстраивать пенсионерку совсем не хотелось, да и утверждать, что подруга ведет себя как прежде, девушка тоже не могла. Кто знает, может, Москва хорошо повлияла на Юлю.

- Да, это дело такое. Ну ничего, может быть, приедет на каникулах, тогда и поговорим. Тем для обсуждения явно будет много.

До квартиры Дарьи Владимировны они дошли быстро. Пенсионерка открыла дверь и запустила девушку, которая тащила тяжеленные пакеты. Марина не понимала, как старушка собиралась самостоятельно донести их… Поставив пакеты с продуктами на стол, девушка вновь заговорила:

- Рада была вас увидеть, а сейчас побегу домой: завтра важная контрольная, нужно подготовиться к ней.

Старушка оглядела Марину с ног до головы.

«Все такая же худенькая», - пронеслось в голове.

Все на районе знали, что родители ее – пьяницы, которых кроме бутылки и закуси ничего не интересует. В школьные годы Дарья Владимировна частенько подкармливала подружку внучки, так что и сейчас не могла просто закрыть глаза на все.

- А не хочешь пообедать со мной? Мне совсем одиноко самой, не привыкла еще. Не отказывай, пожалуйста, - немного слукавила старушка, дабы Марина точно не смогла отказать.

Девушка немного смутилась, но все-таки согласилась.

- Где работаешь, если не секрет? – спросила за обедом Дарья Владимировна.

- В ресторанчике, что около Дома культуры. Платят, конечно, не очень много, но на большее я пока претендовать не могу. Далеко не все работодатели хотят нанимать студентов.

- А родители работают сейчас или опять дома сидят?

- Работают…, - она горько усмехнулась, - Какой там, дома отдыхают. Ой, Дарья Владимировна, я уж и не помню, когда они последний раз работали. Сначала у бабушки Вали деньги клянчили, а как она умерла, мне пришлось на работу выйти, ведь еда в холодильнике сама по себе не появится и коммунальные услуги, к сожалению, никто другой не оплатит.

- Так ты что ж, еще до университета работать начала? Твоя бабушка ведь уже года два, как умерла…

- Хочешь жить – умей вертеться, - Марина пожала плечами, и грустная улыбка появилась на ее лице.

- Ну ничего, не расстраивайся так! Ты – девочка толковая, непременно в жизни все хорошо сложится. А трудности всегда будут, просто нужно научиться с ними справляться. Может, отучишься и в Москву переедешь, там-то возможностей больше.

- Дарья Владимировна, кому я там нужна? Мне и здесь хорошо, да и город у нас не маленький далеко, возможностей не меньше. Главное – захотеть.

Пенсионерка улыбнулась. Вот всегда ей нравилась Марина! С виду такая простая девочка, но стоило узнать ее поближе, сразу становилось ясно, что она хорошо в жизни устроится. Такие практически всегда добиваются поставленных целей. И, действительно, главное – захотеть.

- Что-то я совсем у вас засиделась…Борщ, как всегда, получился невероятно вкусным. Как я скучала по вашей еде, даже представить себе не можете. Вы меня извините, я со своими делами вечно забываю к вам зайти и узнать, что да как. У вас же есть мой номер? Если что-то будет нужно – всегда звоните мне. Мы не просто соседи, я столько времени в этой квартире провела, что вы уже давно мне как родная бабушка стали, - искренне сказала Марина.

Она попрощалась с пенсионеркой и поднялась на свой этаж.

Оставшись в гордом одиночестве, Дарья Владимировна взяла со стола старенький телефон и набрала номер внучки. Ужасно захотелось услышать ее голос…Только вот трубку Юля не подняла, а через три минуты пришло сообщение: «Не могу говорить, готовлюсь к сессии». Что ж, значит, не сегодня…

Один месяц сменял другой, а внучка так и не навещала бабушку. Конечно, Дарья Владимировна не держала зла на нее. Ну для чего молодой девочке на каникулах приезжать из Москвы в родной городок, в котором она знает все достопримечательности? Однако тоска все же раздирала душу пенсионерки. Единственной отдушиной были приходы Марины. Девушка, которая и сама была одинока, поняла насколько тоскливо бывает пожилому человеку, у которого нет никого, кроме внучки. Она ни в коем случае не преследовала никаких корыстных целей. Просто эта женщина, чье лицо уже давно украсили глубокие морщины, действительно была ей близка. С самого садика вплоть по одиннадцатый класс она проводила много времени у Юли дома, где Дарья Владимировна заботилась о ней, как о собственной внучке. Такое добро нельзя забывать, а Марина и так корила себя, что на некоторое время отдалилась от добродушной соседки.

Юля частенько жаловалась на свою бабушку: запрещает гулять до поздней ночи, не дает столько денег, сколько хотелось бы, и ругает за встречи с местным хулиганом. Этакая злодейка, что мешает внучке отрываться…Она даже не представляла, как подруга мечтала о такой бабушке. Конечно, в подростковом возрасте все запреты со стороны взрослых кажутся глупыми и несправедливыми, но даже тогда Марина понимала, что это забота, которой ей так не хватает. Куда хуже, когда родные и вовсе не замечают твоего существования.

Так и сложилось, что даже после окончания каникул Марина частенько навещала соседку. Дома у Дарьи Владимировны было куда спокойнее, чем в квартире родителей, где то и дело те устраивали «веселые» вечера. Приходя к пенсионерке, девушка могла выдохнуть, побеседовать с человеком, которого действительно интересует ее жизнь и даже обсудить литературу, которую обе так любили…

С Юлей Марине удалось поговорить всего лишь пару раз, уж сильно насыщенная жизнь была у подруги.

- Чего ты сидишь в этой деревне, которую все почему-то городом называют? Вот нужно было больше работать, может, тоже в Москву бы перебраться смогла, - говорила Юля.

- Сама же знаешь, что я и так много работала. Или мне нужно было бросить школу? Да и родители все мои заначки находили всегда, так что…

- Так что нужно было что-то придумать. Вот я же поступила в Москву. Ладно, пофиг. Что там у тебя с личной жизнью?

- Эту тему оставим до твоего приезда. Ты же собираешься летом сюда? – решила прямо спросить Марина.

Повисло неловкое молчание. Несколько секунд показались девушке вечностью, но она сразу поняла, что у подруги совсем другие планы.

- Это вряд ли. У меня здесь кое-что наклевывается. Если получится – летом полечу куда-нибудь отдыхать. Только бабушке не говори раньше времени, начнет намекать на то, что соскучилась по мне. Я лучше потом скажу ей, что из-за универа приехать не смогу.

- Слушай, я не хочу тебя жизни учить, но она правда скучает очень. Прямо на глазах чахнет. Ты бы приехала дней на пять, ей бы и этого хватило.

- Я звоню ей периодически, пока и этого хватит. Она прекрасно все понимает.

И спорить не было смысла. А зачем? Марина понимала, что, по сути, не имеет права влезать в вопросы чужой семьи, даже если ее члены очень близки для нее. Единственное, что оставалось – это быть с Дарьей Владимировной и помогать ей всем, чем только можно.

В тот день Марина возвращалась домой достаточно рано: пар было мало, а на работе дали выходной. Настроение было потрясающим. Парень, который нравился девушке на протяжении долгого времени, позвал ее на свидание. Ну разве что-то может испортить такой прекрасный день? Да, может… От соседей Марина узнала, что Дарья Владимировна упала с лестницы, а потом ее увезла скорая помощь. Конечно же, девушка сразу отправилась в больницу, чтобы узнать, что же случилось с бабушкой Юли.

К счастью, все закончилось не так плохо, как могло бы. Пенсионерка отделалась переломом ноги и ушибами.

- Не стоило тебе приезжать. Чего на меня время тратить?

- Вы чего такие глупости говорите? Как я могу сидеть спокойно дома, пока вы здесь одна? Нет, так дело не пойдет. Помните, как я сломала руку в восьмом классе? Вы ухаживали за мной, хоть и без того проблем было немало. Я умею быть благодарной.

Когда Дарью Владимировну выписали, ей потребовался уход. Конечно, хотелось бы видеть рядом в столь непростой период Юлю, но та не смогла найти время на поездку. Она пожелала бабушке скорейшего выздоровления и продолжила жить своей жизнью, словно человек, воспитавший ее, и вовсе не просил помощи. А вот Марине и намекать не нужно было. Девушка сразу сказала, что будет рядом с пенсионеркой столько, сколько потребуется. Конечно, было тяжело совмещать уход, учебу и работу, но каким-то невероятным образом ей это удавалось. Правда и уставала Марина очень сильно. Но что поделать…Она не могла оставить Дарью Владимировну.

И они сблизились…Конечно, и раньше Марина считала пенсионерку близким человеком, но впервые она настолько сильно почувствовала какую-то мистическую родственную связь. Порой складывалось впечатление, что Дарья Владимировна - действительно ее родная бабушка. Им было комфортно друг с другом: полно общих интересов, несмотря на разницу в возрасте, и одиночество, которое их сблизило. Пенсионерка нередко давала Марине дельные советы, за которые та действительно была благодарна. Те несколько месяцев, когда рядом не было абсолютно никого, были очень тяжелыми. А теперь Дарья Владимировна вновь почувствовала себя живой, нужной.

Она все еще ужасно скучала по Юле. А как может быть иначе? Это ведь ее родная внучка, единственная кровная родственница. Но сейчас тоска немного отпустила, а в сердце нашлось место для Марины, чья помощь и поддержка были неоценимы.

Время бежало вперед и несмотря на сомнения, жизнь начала налаживаться. Марина, которая была лучшей студенткой на потоке, смогла найти работу по специальности и достаточно неплохо проявляла себя. Она продолжительное время встречалась с парнем, который действительно идеально подходил ей.

- Вот смотрю на вас и нарадоваться не могу! – глаза пенсионерки засверкали, когда Марина знакомила ее с Пашей.

Она приобняла девушку и тихонько сказала ей на ушко:

- Я же говорила, что все у тебя хорошо будет! Вот уверена я в том, что именно этот юноша станет твоим мужем, запомни мои слова.

Марина смущенно улыбнулась и посмотрела на своего спутника, не отводящего от нее влюбленных глаз. И она поняла: Дарья Владимировна абсолютно права.

А потом на горизонте появилась Юля, приезда которой уже и не ждали. Появилась она весьма внезапно, но несмотря на обиды, которые таили Дарья Владимировна и Юля, они все равно были рады этому визиту.

Пенсионерка нарадоваться не могла приезду внучки. Она сияла от счастья. А вот Марина немного напряглась уже спустя пару часов. Что-то в словах и действиях подруги смущало ее. Лишь на следующий день девушки смогли остаться одни и поговорить по душам.

- У тебя все нормально? Ты выглядишь немного потерянной, - спросила Марина.

- Нормально все было год назад, когда был рядом хороший мужик. Сейчас – я на дне. Мой последний ухажер оказался тем еще козлом. Проблемы у меня с деньгами конкретные. Работать не хотелось, взяла кредит, а отдать теперь не могу.

- Как ты так умудрилась? Разве не помнишь, как у теть Маши из-за кредитов столько всего плохого произошло…

- Она просто идиотка несчастная! Кто берет кредит на адвокатов? Все равно ее мужа посадили в итоге.

- А кто берет кредит из-за того, что работать не хочет?

Юля закатила глаза.

- Не учи меня жизни, я уже все придумала. Скоро закрою кредит, так еще и деньги получу на несколько месяцев безбедной жизни, а там дальше разберусь, - похвасталась девушка и посмотрела на подругу так, словно так была ничем…

- И что ты придумала, если не секрет? – поинтересовалась Марина.

- А что думать-то? Уговорю бабушку продать квартиру: деньги заберу себе, а ее в какой-нибудь дом престарелых определю. Все равно ей здесь одной скучно.

У Марины глаза чуть на лоб не полезли… Родную бабушку сдать в дом престарелых, чтобы закрыть долги! Разве так можно? Куда делась ее лучшая подруга или она всегда была такой жестокой и циничной?

- Ты шутишь сейчас? Дарья Владимировна не продаст квартиру: слишком много воспоминаний. Там она жила с твоим дедом, воспитывала твою маму и тебя тоже. Все эти воспоминания слишком ценны и расставаться с ними она не захочет.

- Вспоминать можно и в доме престарелых, никто не запрещает. А если не захочет продавать – скажу, что мне срочно нужна дорогостоящая операция. Ничего страшного не случится. Она уже старая, какая разница в собственной квартире жить или нет? А я еще молодая и должна получать от жизни наслаждение.

- Так забери ее с собой в Москву, зачем отправлять непонятно куда?

- Ты нормальная? В какую Москву я должна ее с собой забрать? Нет-нет, такой вариант мне уж точно не подходит. Я в сиделки не нанималась. Да и как ты себе это представляешь?

Долго они спорили на эту тему, но каждая осталась при своем мнении. Однако в этот раз молчать Марина не могла. Девушка понимала, что если Юля начнет давить на жалость, то пенсионерка точно даст добро на продажу. Не хотелось идти против подруги, но и подставлять столь доброго человека, как Дарья Владимировна, было бесчеловечно.

Марина рассказала обо всем старушке. Сначала та отказывалась верить. Она не хотела осознавать, что внучка столь отвратительным способом хочет заработать денег. Но когда Юля подняла эту тему, все стало ясно…

- Нет. Я не стану продавать квартиру.

- Бабушка, я понимаю. Столько воспоминаний…Я не хотела тебе говорить, но придется. Я нуждаюсь в дорогостоящей операции. Таких денег у меня просто нет. Не знаю, что делать, - Юля показательно смахнула слезу с щеки. Только вот пенсионерка прекрасно распознавала ложь внучки. Особых усилий не требовалось.

- Уезжай, - пытаясь скрыть боль в голосе, произнесла Дарья Владимировна.

Девушка растерялась. Она удивленно посмотрела на бабушку.

- Что? Я не поняла.

- А мне кажется, поняла. Я предельно ясно выразилась. Собирай вещи и уезжай обратно в Москву, иначе я найду на тебя управу, аферистка.

Скандал разгорелся не на шутку…Юля так орала, что соседи уже грозились вызывать полицию. Марина же думала, что придется вызывать скорую Дарье Владимировне, уж сильно та разнервничалась. Но в итоге Юле пришлось смириться с проигрышем. Она, не прекращая орать, собрала вещи и покинула квартиру.

- Умрешь в полном одиночестве, а я даже на похороны к тебе не приду! Да и хоронить тебя некому будет! – крикнула она напоследок.

Долго Павел и Марина успокаивали пенсионерку, женщина горько плакала и никак не могла поверить, что сама воспитала такую внучку. Казалось, что эта боль никогда не отпустит, но время действительно лечит, оставляя лишь маленькие раны, которые иногда начинают кровоточить…

Прошли года. Любовь к внучке все еще жила в груди, но Дарья Владимировна научилась жить с этим чувством. Юля больше не появлялась в родных краях, не звонила и не писала. Пожилая женщина надеялась, что однажды внучка одумается и поймет, что вела себя неправильно. Было тяжело, но она понимала, что нельзя сводить все к страданиям. Да и рядом были люди, которые не давали позабыть о своей значимости…

Дарья Владимировна сидела на диване и смотрела телевизор. Мысли ее были где-то очень далеко, пока глаза следили за действиями актеров фильма. От столь «увлекательного» занятия отвлек звонок в дверь. Медленно пенсионерка подошла к двери и открыла ее.

- Бабушка! – маленькая светловолосая девочка крепко обняла Дарью Владимировну и улыбнулась ей самой своей светлой улыбкой, - Я так соскучилась!

- А я-то как по тебе соскучилась, моя зайка!

- Вика, не снеси бабушку, - через смех произнес Павел и приобнял пожилую женщину.

- Это она может! – Марина подошла к Дарье Владимировне и чмокнула ее в щеку, - С днем рождения вас! У нас есть для вас подарок, но сначала поедим тортик! Паша, ты вытащил его из машины?

- Сейчас этим займусь.

Дарья Владимировна обвела взглядом эту шумную семейку, каждого члена которой она любила всем своим сердцем.

«А так ли важно кровное родство, если настоящая твоя семья – это абсолютно чужие люди?» - подумала она.

Выходит, что нет. Семья начинается и заканчивается не на кровном родстве, главное – любовь и уважение к друг другу.

Автор: Анжела Лавренова