В ноябре 2022 года были подведены итоги логистических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: прирост товарооборота за год составил почти 25 %. Эти данные касаются как экспорта, так и импорта. О положительной динамике сообщили в Министерстве экономического развития нашей страны.
Чуть ранее Михаил Мишустин, премьер-министр России, отметил, что из-за экономических санкций Россия была вынуждена сократить товарооборот со странами ЕС и США, однако из-за них же вырос товарооборот со странами АТР. Сергей Лавров, глава Министерства иностранных дел Российской Федерации также заявил, что по большинству направлений отношений нашей страны с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона проявилась заметная активизация, особенно выросло сотрудничество с Индонезией, Вьетнамом и Мьянмой.
Рассмотрим, действительно ли данное направление является перспективным и, если да, почему.
Что нам известно о Мьянме?
Мьянма — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное в основном на полуострове Индокитай и частично на прилегающих территориях азиатского материка. Сотрудничество с ним Россия начала еще в середине прошлого века, однако отношения развивались не особо стремительно. В 1996 году Россия стала полноценным партнером Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, а в 2014 году было принято решения, что в течение следующих двух лет товарооборот между нашей страной и Мьянмой должен вырасти до 500 миллионов долларов.
Уникальность Мьянмы в том, что она имеет стратегически важное для логистики географическое расположение: на западе страна граничит с Бангладеш и Индией, на севере и северо-востоке — с Китаем, Лаосом, Таиландом. Иными словами, Мьянма представляет своего рода континентальный мост между Юго-Восточной, Восточной и Южной Азией, объединяющий главных партнеров АСЕАН.
Товары, экспортируемые из России в Мьянму:
- автомобили;
- сельскохозяйственная продукция;
- древесина и целлюлозно-бумажные изделия;
- оборудование;
- металлы;
- продукция химической промышленности.
Импортируемые товары — продовольствие, сельскохозяйственная продукция, обувь, текстиль.
В начале декабря 2022 года Максим Решетников, глава Минэкономразвития РФ на открытии российско-мьянманского бизнес-форума в Нейпьидо (столице Мьянмы) сделал важное заявление: в ближайшее время между нашими двумя странами будут запущены прямые пассажирские рейсы, также планируется разработка стабильных логистических маршрутов для доставки товаров морским и воздушным транспортом.
Что происходит с российско-вьетнамскими отношениями?
А ничего страшного с ними не происходит. С Вьетнамом у Советского Союза дипломатические отношения, как и с Мьянму, были заключены в середине прошлого века. В апреле 2022 года вышла статья бывшего торгового представителя Вьетнама в России: доктор экономических наук Нгуен Тьи Там высказал свой взгляд на возможный результат экономических санкций. По его мнению, Россия и Вьетнам хотели бы торговать, но не могут из-за необходимости расчетов между странами в национальных валютах.
Господина Нгуена Тьи Тама можно понять: США является главным экономическим партнером Вьетнама, из-за сотрудничества с Россией республика могла пострадать от вторичных санкций. Что произошло на самом деле?
- Уже в мае был совершен первый рейс из Хошимина во Владивосток: контейнеровоз A Houou вместимостью 850 TEU с продукцией вьетнамских производителей (одежда, продукты питания, кофе, сантехника).
- До мая 2022 года тот же самый контейнеровоз доставил из нашей страны во Вьетнам древесину, косметику, продукты питания и полимерную продукцию.
- За девять месяцев предыдущего года экспорт текстиля и одежды Вьетнама вырос на 21 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
- В 2022 году производители Вьетнама решительно сменили логистический курс с традиционных для них рынков на Россию и ЕАЭС.
Сегодня наша страна экспортирует во Вьетнам металлы, продовольственные товары, удобрения, горюче-смазочные материалы в основном с помощью двух транспортных компаний — Fesco и «ТрансКонтейнера». Российская логистическая компания CVLOGRUS подписала с ними меморандумы о сотрудничестве. Их цели — в 5 раз увеличить объем перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в нашу страну.
Индонезия — в процессе поиска решений
Экономика Индонезии входит в десятку самых перспективных в мире. Дипломатические отошения с этой страной также были заключены в середине XX века. По итогам 2022 года товарооборот между нашими странами вырос на 40 %.
На сегодняшний день доставка товаров в Россию из Индонезии затруднена, однако посол страны в РФ Хосе Антонио Морато Таварес 5 января 2023 года заявил, что Индонезия ищет пути решения проблем с логистикой.
В приоритете поставка шин, кофе, чая, резины. Однако также Индонезия планирует экспортировать пальмовое масло, какао, кокосовую копру.
Выводы можете сделать сами. Мы полагаем, что логистические отношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона наращивают обороты, успешно замещая ими прежние отношения со странами Запада и США. Вопрос остается один, как распределяться объемы поставок через какие порты и по каким каналам? Будут ли строится “шелковые пути” и создаваться новые логистические коридоры.