Найти в Дзене
Dot-Dot ru

Логистические отношения России со странами АТР: переориентация поставок

Оглавление

В ноябре 2022 года были подведены итоги логистических отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: прирост товарооборота за год составил почти 25 %. Эти данные касаются как экспорта, так и импорта. О положительной динамике сообщили в Министерстве экономического развития нашей страны.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона

Чуть ранее Михаил Мишустин, премьер-министр России, отметил, что из-за экономических санкций Россия была вынуждена сократить товарооборот со странами ЕС и США, однако из-за них же вырос товарооборот со странами АТР. Сергей Лавров, глава Министерства иностранных дел Российской Федерации также заявил, что по большинству направлений отношений нашей страны с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона проявилась заметная активизация, особенно выросло сотрудничество с Индонезией, Вьетнамом и Мьянмой.

Рассмотрим, действительно ли данное направление является перспективным и, если да, почему.

Что нам известно о Мьянме?

Мьянма — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное в основном на полуострове Индокитай и частично на прилегающих территориях азиатского материка. Сотрудничество с ним Россия начала еще в середине прошлого века, однако отношения развивались не особо стремительно. В 1996 году Россия стала полноценным партнером Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, а в 2014 году было принято решения, что в течение следующих двух лет товарооборот между нашей страной и Мьянмой должен вырасти до 500 миллионов долларов.

Уникальность Мьянмы в том, что она имеет стратегически важное для логистики географическое расположение: на западе страна граничит с Бангладеш и Индией, на севере и северо-востоке — с Китаем, Лаосом, Таиландом. Иными словами, Мьянма представляет своего рода континентальный мост между Юго-Восточной, Восточной и Южной Азией, объединяющий главных партнеров АСЕАН.

Товары, экспортируемые из России в Мьянму:

  • автомобили;
  • сельскохозяйственная продукция;
  • древесина и целлюлозно-бумажные изделия;
  • оборудование;
  • металлы;
  • продукция химической промышленности.

Импортируемые товары — продовольствие, сельскохозяйственная продукция, обувь, текстиль.

Республику Союз Мьянму называют страной золотых пагод — рай для туристов. В сельском хозяйстве здесь занято 65 % населения, основная выращиваемая культура — рис
Республику Союз Мьянму называют страной золотых пагод — рай для туристов. В сельском хозяйстве здесь занято 65 % населения, основная выращиваемая культура — рис

В начале декабря 2022 года Максим Решетников, глава Минэкономразвития РФ на открытии российско-мьянманского бизнес-форума в Нейпьидо (столице Мьянмы) сделал важное заявление: в ближайшее время между нашими двумя странами будут запущены прямые пассажирские рейсы, также планируется разработка стабильных логистических маршрутов для доставки товаров морским и воздушным транспортом.

Что происходит с российско-вьетнамскими отношениями?

А ничего страшного с ними не происходит. С Вьетнамом у Советского Союза дипломатические отношения, как и с Мьянму, были заключены в середине прошлого века. В апреле 2022 года вышла статья бывшего торгового представителя Вьетнама в России: доктор экономических наук Нгуен Тьи Там высказал свой взгляд на возможный результат экономических санкций. По его мнению, Россия и Вьетнам хотели бы торговать, но не могут из-за необходимости расчетов между странами в национальных валютах.

Господина Нгуена Тьи Тама можно понять: США является главным экономическим партнером Вьетнама, из-за сотрудничества с Россией республика могла пострадать от вторичных санкций. Что произошло на самом деле?

  • Уже в мае был совершен первый рейс из Хошимина во Владивосток: контейнеровоз A Houou вместимостью 850 TEU с продукцией вьетнамских производителей (одежда, продукты питания, кофе, сантехника).
  • До мая 2022 года тот же самый контейнеровоз доставил из нашей страны во Вьетнам древесину, косметику, продукты питания и полимерную продукцию.
  • За девять месяцев предыдущего года экспорт текстиля и одежды Вьетнама вырос на 21 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
  • В 2022 году производители Вьетнама решительно сменили логистический курс с традиционных для них рынков на Россию и ЕАЭС.
Во Вьетнаме множество туристических центров. Страна специализируется на легкой, пищевой, машиностроительной промышленности
Во Вьетнаме множество туристических центров. Страна специализируется на легкой, пищевой, машиностроительной промышленности

Сегодня наша страна экспортирует во Вьетнам металлы, продовольственные товары, удобрения, горюче-смазочные материалы в основном с помощью двух транспортных компаний — Fesco и «ТрансКонтейнера». Российская логистическая компания CVLOGRUS подписала с ними меморандумы о сотрудничестве. Их цели — в 5 раз увеличить объем перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в нашу страну.

Индонезия — в процессе поиска решений

Экономика Индонезии входит в десятку самых перспективных в мире. Дипломатические отошения с этой страной также были заключены в середине XX века. По итогам 2022 года товарооборот между нашими странами вырос на 40 %.

На сегодняшний день доставка товаров в Россию из Индонезии затруднена, однако посол страны в РФ Хосе Антонио Морато Таварес 5 января 2023 года заявил, что Индонезия ищет пути решения проблем с логистикой.

В приоритете поставка шин, кофе, чая, резины. Однако также Индонезия планирует экспортировать пальмовое масло, какао, кокосовую копру.

Туризм в Индонезии — один из главных компонентов экономики. Второй, не менее важный, — логистические отношения с Россией и другими странами
Туризм в Индонезии — один из главных компонентов экономики. Второй, не менее важный, — логистические отношения с Россией и другими странами

Выводы можете сделать сами. Мы полагаем, что логистические отношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона наращивают обороты, успешно замещая ими прежние отношения со странами Запада и США. Вопрос остается один, как распределяться объемы поставок через какие порты и по каким каналам? Будут ли строится “шелковые пути” и создаваться новые логистические коридоры.