Сведения об участии болгар под руководством Ахилла в Троянской войне можно видеть в староболгарском переводе «Илиады». Он был сделан в IX веке в Преславе по приказу царя Симеона Великого.
Об этом читайте далее в статье Андрея Кудина, одной из глав его книги "Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого".
Имел ли Ахилл болгарские корни? Болгарские тайны 2. От Ахилла до Льва Толстого. Глава 5. Андрей Кудин
Ахилл отправился в Трою с тремя тысячами мирмидонян-болгар
В период с V до XII века появляется по крайней мере десять письменных исторических свидетельств, которые связывают Ахилла с болгарами. Он характеризуется как самый сильный, храбрый и беспощадный герой греческой армии в Троянской войне.
Ахилл родился в Фессалии, одной из исторических областей Древней Греции, и был окружен известными личностями греческой истории и мифологии. Почему же тогда историки проводят параллель между Ахиллом и болгарами? Византийский летописец Иоанн Малала (491—578) первым излагает эту версию. В своей книге «Хронография», описывая Троянскую войну, Малала пишет: «И так называемый Ахилл прибыл вместе с атридами, ведя свою собственную армию из трех тысяч человек, называемых тогда мирмидонцами, а теперь болгарами».
О каких болгарах тут идет речь? Ведь во время Троянской войны (XIII в. до н.э.) болгары были совершенно неизвестны, а народ Ахилла назывался мирмидонянами. Как же во времена Иоанна Малалы эти люди вдруг становятся болгарами? Откуда он вообще знает о болгарах? Даже в VI веке при написании «Хронографии» болгар как государственной общности еще нет на Балканах. Согласно официальной историографии, первое болгарское государство возникает на своих сегодняшних землях лишь около 680 года, спустя целый век после кончины летописца.
Две глиняные таблички, найденные при археологических раскопках в македонском городе Виница, также связывают болгар с Ахиллом. Плитки найдены вместе с монетами V века, и надписи на них — на латыни. На одной из них написано: «Болгар». Рядом с надписью имеется образ воина верхом на лошади (похожий на наскальное изображение Мадарского всадника в Болгарии). На другой плитке изображен могучий воин вместе с кентавром и надпись: «Ахилл».
Вопрос тот же: если в V веке на Балканах не было болгар, как появилась надпись «Болгар»? Вероятность того, что это слово является началом другого, ничтожна, так как ни одно слово на латыни не начинается так…
Некоторые ученые считают, что находка является свидетельством того, что болгарские племена (пусть под другим именем) участвовали в войне за Трою. Допускается еще, что среди местного фракийско-болгарского населения был культ Ахилла как мифического предка.
Есть, правда, и версия, что на глиняной плитке в Винице изображен не герой Троянской войны Ахилл, а святой Ахиллий Ларисийский (IV в.), служивший в Фессалии.
Но... есть несоответствие и тут! Ахиллий на керамической плитке совершенно обнажен (лишь с жезлом в руке), а голых святых в христианской иконографии не было и нет. Так что вопрос, чье это изображение, остается открытым.
Болгары принимали участие в троянской войне под другим именем?
Сведения об участии болгар под руководством Ахилла в Троянской войне можно видеть в староболгарском переводе «Илиады». Он был сделан в IX веке в Преславе по приказу царя Симеона Великого. Но предположим, что в VI веке византийский хронист Иоанн Малала совершил ошибку, связав Ахилла с болгарами, а потом ее повторила Преславская книжная школа (а конкретно — болгарин Иоанн Экзарх).
Подобную «ошибку», однако, допускает и средневековый византийский ученый Иоанн Цец, описывая Троянскую войну: «…все прибыли в Авлиду на кораблях, и вместе с ними Ахилл, сын Пелея, ведя войска, состоящие из гуннов-болгар-мирмидонцев...» То есть, согласно Цецу, в войске Ахилла были болгары. «А Пирехми привел пеонцев, то есть булгар с реки Аксиос, то есть Вардар... А рабы — болгары», — утверждает ученый.
Манасиева летопись также подтверждает: Ахилл и его воины — мирмидоняне-болгары.
В XIV веке о болгарах в войсках Ахилла сообщает и византийский поэт Константин Хермониак. И константинопольский историк XI века Михаил Аталиат пишет: «болгары-мирмидонцы».
А «История» византийского летописца Льва Диакона описывает самого Ахилла так: «...русые волосы, светло-голубые глаза...» Он упоминает еще, что Ахилл родился в городе Мирмекион, расположенном рядом с Меотийским озером (нынешним Азовским морем).
Отец истории Геродот называет все народы, жившие к северу от Черного моря, в том числе и болгар, скифами… Но почему все-таки многие средневековые летописцы связывают Ахилла с мирмидонянами и болгарами?
Если верить исторической школе XIX—XX веков, выходит, что все перечисленные до этого момента сведения неверны.
Наука четко фиксирует допустимую границу «появления» болгар на их сегодняшних землях: не ранее VII века. В то же время чешский историк Константин Иречек считает: «В Средние века южные “славяне” (болгары) часто считаются аборигенами (коренными жителями) этих мест». Его версию поддерживают ученые, которые считают, что болгары на Балканах являются местным населением с древними корнями.
Жили ли болгары на родине Ахилла?
И все-таки насколько древними являются болгарские корни и дотягиваются ли они до XII века ДО НАШЕЙ ЭРЫ? Вряд ли. Древнегреческая мифология описывает Фессалию как родину Ахилла, Язона и других мифических героев и народов (пеласги, мирмидоняне, лапиты и т.д.). Согласно Геродоту, местные фессалийцы — эпирское племя из Теспротии (т.е. теспроты). Но нет никаких исторических свидетельств о болгарах в древности.
Верно то, что в IX веке — во времена Симеона Великого — Фессалия становится частью Первого Болгарского царства. Еще тогда местные славянские племена в этом районе начали называть болгарами. Другой болгарский царь — Самуил — в 985 году взял столицу Фессалии — Ларису и переселил ее жителей в Болгарию. В 1066—1067 годах болгары, живущие на восточных склонах фессалийского города Пинда, подняли восстание против византийского владычества.
Из этих исторических сведений становится ясно, что после VIII века в Фессалии жило много болгар, кроме того, эта область управлялась Болгарией. К северу от Фессалии находится другая греческая область — Македония, чье население в большинстве своем является болгарским. Но нет ответа на два вопроса: являются ли эти болгары коренным населением с древности и возможно ли, что после IV—V веков местные славяне и мирмидоняне стали называться болгарами — так, как описал Иоанн Малала?
Пока это неизвестно. Так что миф о болгарском происхождении Ахилла по сей день находится в числе неразгаданных загадок.
Продолжение читайте в следующей статье на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.
Автор книги: Андрей Кудин
Вам может быть интересно:
►Исторические рассказы о Болгарии
►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал
►Мой YouTube канал Андрей Кудин. Стихи и песни
►Мой YouTube канал Путешествия, страны и города
Аудиокниги Андрея Кудина:
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":
Электронные книги Андрея Кудина:
►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги
►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого
►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос
►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)
Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:
#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги