Надувной бассейн, самолёт-богомол, вертолёт с двигателем от газонокосилки! Все это в новой подборке необычных летательных аппаратов, встречайте...
Scaled Composites Model 281 Proteus (Протей)
Высотный дальнемагистральный самолёт спроектированный по тандемной аэродинамической схеме. Придумал этого летающего богомола уже знакомый нам по прошлым статьям Берт Рутан. В первой части я рассказывал про его творение в виде буквы "Х". Теперь поговорим про "Протей".
Берт опять не стал искать лёгких путей и снова построил самолёт для исследования возможностей авиации. На этот раз предполагалось использовать самолёт в качестве высотных телекоммуникационных станций. Протей может находиться воздухе до 18 часов! на высоте около 20 километров.
Сейчас "Протей" активно используется Northrop Grumman в качестве летающей лаборатории.
На "Протее" установлена небольшая камера ARTIS для аэрофотосъемки в реальном времени и съемки в ближней инфракрасной области спектра.
Inflatoplane
Накачать шины, мячик? Может бассейн во дворе? Это все не интересно! Как вам вариант накачать самолёт? И не просто макет какой нибудь а так что бы он ещё и сам летал!
Примерно об этом подумали в ВМС США и запустили экспериментальную программу по проектированию надувного самолёта
Сей экземпляр сбрасываться с воздуха способом парашютного десантирования в жёстком контейнере объёмом 1,25 кубометра и приводиться в готовность на земле за несколько минут.
Целью было эвакуировать агентов из восточного блока, в том числе из СССР. Проект был завершён за двенадцать недель. Основным материалом корпуса был трёхслойный композит из двух слоёв резины и проложенной между ними нейлоновой сети. Наддув конструкции в воздухе осуществлялся от компрессора, приводимого двигателем.
Испытания проводились на озере Wingfoot Lake, Akron, штат Огайо. В ходе одного из полётов произошла катастрофа, непосредственной причиной которой был трос управления, который соскочил со шкива и застрял, заклинив ручку управления. Самолёт стал увеличивать крен, пока одно из крыльев не загнулось вокруг винта и не было им разорвано. Погиб пилот лейтенант Уоллис.
Программа была приостановлена и окончательно закрыта в 1973 году. К этому времени такой способ эвакуации был уже не актуален.
De Lackner HZ-1
До того как придумали различные дроны и беспилотники, военные размышляли как им обеспечить быструю и мобильную разведку на поле боя. Большие самолёты для этого не годились по понятным причинам. Выбор пал на одноместную платформу которая могла перемещаться при помощи ротора размещённого под платформой. Управлять такой штукой планировалось с помощью наклонов корпуса военнослужащего.
Концепт звучал просто в задумке и исполнение. В январе 1950 года первый лётный образец поднялся в небо. Инженеры утверждали что их "пепелац" способен разгоняться до 105 км\час и нести 55 килограмм полезного груза по мимо оператора. Армия сразу закала несколько образцов.
Но не все так просто. В процессе испытаний выяснилось что управлять платформой не так уж и просто, к тому же оператор будет являться отличной мишенью для стрелкового оружия противника, в момент путешествия над полем боя.
Так же при посадке и полёте на малой высоте с земли поднималась пыль, грязь, камни и прочие нехорошие предметы которые напрямую угрожали жизни и здоровью как платформе так и оператору оседлавшему её.
Помучившись пару лет на полигонах, инженеры и военное министерство пришло к выводу что такой разведчик им не нужен и программа была закрыта.
МАИ Х-3
Но что мы все про запад, наши Кулибины тоже не пальцем деланные и придумали вещь не менее интересней. Представляю вашему вниманию экспериментальную летательную штуку маёвских студентов образца 1973 года.
Ходили легенды что этот "вертолёт" был собран на коленке, а в качестве двигателя использовался мотор от газонокосилки!
Летало не очень быстро (50 км/час), не очень высоко, не очень далеко (продолжительность полёта 30 минут) но летало! Это самое важное.
Студенческий экспериментальный вертолёт получился удивительной штукой, но само собой в серию никуда не пошёл, а так и остался достоянием авиационных журналов. Где находиться макет, увы, я так и не нашел.
Aerodune
К концу второй мировой войны страны победительницы в промышленных масштабах воровали себе ведущие немецкие умы. Про самые выдающиеся мы с вами часто слышали. А вот слышали ли вы про Александра Мартина Липпиша?
Известный в узких кругах авиаконструктор, активно работавший над схемами с треугольным крылом, летающим крылом, а так же немецкий конструктор занимался экранопланами.
Одним из значимых его проектов был Messerschmitt Me 329.
Но сегодня хотелось бы поговорить про другую разработку доктора Липиша, а именно Aerodyne. В 1950-х годах конструктор перешел на службу в авиационное подразделение радиокомпании Collins. (ну как перешёл, думаю не перейти было нельзя) Там Александр Мартин начал трудиться над проектом самолёта с возможностью вертикального взлёта и посадки. Теоретически новый самолет должен был превосходить летательные аппараты с традиционной схемой и достигать сверхзвуковой скорости. При этом должны были отсутствовать технические проблемы, характерные для самолетов вертикального взлета, таких как Ryan X-13 Vertijet, Lockheed XFV-1 Salmon или Convair XFY-1 Pogo.
Чтобы создать подъемную силу и тягу Aerodune Липпиша, использовал в проекте два соосных пропеллера. Их воздушные потоки отходили через закрылки вниз, обеспечивая вертикальный взлет и посадку, а контроль управления достигался при помощи изменения угла регулируемых закрылков.
Несмотря на то, что разработанная Липпишем конструкция Aerodune доказала свою жизнеспособность, концепт не был использован для строительства беспилотных или пилотируемых аппаратов. При этом, СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки) Harrier jump-jet унаследовал большое количество конструктивных принципов Aerodyne Липпиша.
На этом сегодняшняя подборка подошла к концу, но это ещё не все удивительные летательные аппараты о которых я бы хотел рассказать, ждите продолжение и до новых встреч!