Детей и подростков принято считать едва ли не главными специалистами в области информационных технологий – ведь они, в отличие от большинства родителей, появились на свет уже в новую эру, насыщенную гаджетами и чудесами техники. Однако, как показывает практика, подростки далеко не так хорошо ориентируются в информационном поле, как хотелось бы.
Чтобы не дать детям утонуть в море новостей, нужно научить правильно на них реагировать. Есть несколько способов, которые помогут это сделать.
1. Объясните, что не всему можно верить
Иногда информацию искажают случайно, будто кто-то играл в «Испорченный телефон». Но бывает, что — с какой-то целью.
Она есть у каждой новости или поста (даже у этого): развлечь, продать, убедить, вызвать эмоцию…
Социальные сети тоже не нейтральны: они нужны, чтобы как можно дольше удерживать нас, и заставляют делиться непроверенной информацией.
2. Развивайте критическое мышление
Научите оценивать источник. Покажите примеры жёлтой прессы, попробуйте найти заголовки-сенсации, которые вводят пользователя в заблуждение.
Например, в начале пандемии новости пестрили заголовками, что вышки 5G вызывают коронавирус, а имбирь, наоборот, защищает от него.
Такие кликбейтные заголовки действуют как приманка и могут обманывать читателя. Задайте вопрос: «Кто и для чего создал эту статью?».
3. Взгляните на аргументы
Как доказывают мысль? Есть ли рассуждения, ссылки на научные работы, обращения к личному опыту? Что убедительно, а что нет?
4. Отсекайте манипуляции
Чаще всего это фразы, рассчитанные на эмоциональную реакцию. Что будет, если убрать все эмоции и превратить этот текст в научный доклад? Срочную новость?
5. Научите различать факт и мнение
Факт можно проверить, мнение — нет. Оно выражает отношение говорящего к предмету. «Хамелеоны способны менять окраску» — факт. «Хамелеоны — симпатичные» — мнение.