Найти в Дзене

Геймификация – вовлечь или сжечь участника курса?

Оглавление

Геймификация сейчас в тренде и это сложно отрицать.

В обучении, контенте, продажах. И если как захват внимания она работает круто, то на курсах с этой своенравной леди стоит быть осторожными.

То, что должно было вовлекать, легко может демотивировать участника.

Меня зовут Арина Аст.

Я методолог, бунтующий против некачественных образовательных и инфопродуктов. Особенно если в них все понамешано как в солянке.

Давайте разбираться, что действительно вовлекает, а что сжигает мотивацию как спичку.

Начнем с простого.

Геймификацияэто использование игровых механик чтобы повысить вовлеченность в процесс.

Если в детстве мама за тарелкой супа говорила «Кушай скорее, а то зайчик на дне утонет» – поздравляю, это одно из первых знакомств с геймификацией.

Строится геймификация на тех же мотивах, что и настольные и видео-игры. Но в обучении очень легко может пересечься с принципами обучения взрослых и пустить все на перекос. Разберем как надо и как не надо

❌ Самому результативному Макбук, Айфон, тур на Мальдивы

Любое соревнование должно быть объективным по критериям и не быть частью получения знаний.

То есть, в начале обучения поставить всех в равные условия. Даже если уровень участников разный. Да, это сложнее, чем просто дать вводную «Кто больше денег сделал, тот и молодец»

Задать такие критерии, которые не будут связаны с освоением и практикой материала, но будут помогать это все закреплять.

Например, вместо итогового результата в деньгах поставить % роста прибыли по сравнению с точкой А. Для тех, кто начинает с 0 – отдельный «чарт».

А мотивировать закреплять знания – баллами за выполненные задания.

Да, для проекта с большой аудиторией придется эти процессы делегировать. Даже всякие мелочи из геймификации выстраиваются индивидуально для каждого проекта.

❌ Публичные отчеты о результатах за неделю

Такая фишка имеет место быть. Но как обычно с несколькими «но».

Первое, что нужно сделать – задать себе вопрос «Чем участникам это реально будет полезно?». «Работать как будто всем вместе» – не вариант. А вот обмениваться опытом, помогать решать возникшие сложности, получать обратную связь от кураторов – уже лучше. Это нужно и самим участникам протранслировать.

Перед таким коллективным обсуждением важно ввести правила и регламент в чате. Взрослые люди не будут как в школе делать что-то только потому что Учитель сказал. И легко могут перейти на критику или излишнюю саморефлексию.

Можно еще на установочной сессии ввести и согласовать правила, а после – закрепить их в чате.

💡Например, ввести традицию поддерживать друг друга в небольших чатах. Лишними комментарии «Молодец, крутые результаты!», «Не переживай, ты уже круто двигаешься» точно не будут.

❌ Нетворкинг только в начале

Можно попросить в начале курса заполнить карточки для нетворкинга. Но если дальше с ними не работать, поле для нетворкинга будет напоминать мемориальную доску. Ни пользы участнику, ни вовлеченности

Поэтому вместе с нетворкингом или системой Buddy вводим также задания и форматы для общения.

Как будут работать в паре? Зачем работать вместе?

Что именно будут обсуждать участники?

Да, скорее всего при правильно заложенном «разгоне» участники уже сами смогут находить интересные им темы. Но без него общение не польется рекой.

❌ Переместить участников в невероятный игровой мир

Вообще подобные метафоры круто работают, но когда с ними осторожно обращаются. Перемещаем в какой-то мир – люди начинают мыслить в реалиях этого мира.

Чтобы они не просто классно повеселились, а обучились – важно детально «выгружать» пережитый опыт.

Например, для отработки коммуникации и аргументации участники играли в «Бункер» или любую другую игру-катастрофу.

На вопрос «Что вы поняли за игру?» они с большей вероятностью начнут отвечать «Ну Настю мы первой будем выгонять», «Пойду учиться готовить чтобы не выгнали потому что не нужен». И будут абсолютно правы, потому что сейчас мыслят реалиями мира, в который их погрузили.

Чтобы обучение прошло эффективно, важно помочь им проанализировать то, что они практиковали во время такого формата.

– Что использовали из техник?

– Какие сложности возникли?

– Как формулировали аргументы? Как их представляли?

На сегодня пока все.

Обучение взрослых – такой же непростой процесс, как педагогика. Только со своими особенностями, которые важно учитывать, чтобы даже с благими намерениями не «сломать» участника.

Больше о методологии образовательных проектов рассказываю у себя на канале Арина Аст 🎮 Обучение как LEGO.