Найти тему

Жесть, а не шляпа!

Эту шляпу заказчик тестировал, прыгая на нее сверху. Она должна была сохранять форму в экстремальных условиях. Собственно, для этого она и предназначалась.

До сих пор ведутся споры по поводу того, кто же первый придумал эту шляпу-символ. В 1850 году английский граф Томас Хоук решил модифицировать шляпы своих егерей, чьи головные уборы цеплялись за ветки деревьев в пылу погони за браконьерами. Граф хотел, чтобы у его работников были аккуратные, максимально жесткие шляпы с низкой тульей и небольшими полями. После в прямом смысле слова жесткого тестирования заказ был принят.

По имени шляпника, который выполнял заказ (Боулер, bowl - миска, таз), а также по самой форме шляпы, ее назвали КОТЕЛКОМ. Впрочем, совпадения в истории не всегда случайны.

Котелок с конца 19 века стал неотъемлемой частью делового костюма. Фото из открытых источников
Котелок с конца 19 века стал неотъемлемой частью делового костюма. Фото из открытых источников

Шляпа понравилась не только графу Хоуку и его егерям, но и князям, банкирам, прорабам, извозчикам, уличным торговцам, денди, политикам, продавцам и всадницам. Котелок полюбили в разных странах и континентах. В Америке он стал "дерби", во Франции "дыней", и даже в Японии его носили мужчины в дополнении к кимоно.

Котелок по-прежнему "в чести" у представителей королевских семей. фото из открытых источников
Котелок по-прежнему "в чести" у представителей королевских семей. фото из открытых источников

Несмотря на свою визуальную простоватость, у котелка весьма сложная история. От полуфеодальной зависимости, которую он символизировал, защищая головы графских егерей, котелок вознесся до влиятельного положения на головах банкиров и финансистов.

Вместе с современным мужским деловым костюмом, который сначала был непринужденной одеждой для загородного отдыха, к 1880 году котелок поднялся по социальной лестнице и затем перебрался в город.

Когда к концу 19 века доминирующим классом стала буржуазия, котелок стал одной из ее главных примет: одновременно приличествующий джентльмену, но с "рабочей" репутацией. Во многом также благодаря тому, что в этой шляпе было намного удобнее перемещаться в поездах, трамваях и метро. Мобильность новой эпохи оказала свое влияние.

Благодаря развитию производства котелок в это время стал доступен и широким массам.

К 20м годам прошлого века котелок продолжил свое паломничество и стал головным убором крестьянок в Боливии и Перу. Теперь это часть их традиционного национального костюма.

Женщины из племени аймара празднуют День независимости. Фото из открытых источников
Женщины из племени аймара празднуют День независимости. Фото из открытых источников

Несмотря на то, что котелок представлял власть и его носили даже члены королевской фамилии, он так и не стал символом аристократии, как, например, цилиндр.

Ближе к своей исторической родине помпезный котелок постепенно все чаще становился предметом насмешек и был низвергнут с пьедестала, хотя в народе к нему привыкли. Он был удобен и недорог, поэтому его носили и шахтеры, и извозчики и другие представители средних и низших сословий.

В индустрии развлечений котелок стал играть свою роль с первых лет американского кино. Например, шляпа Чарли Чаплина характеризует стойкий характер своего героя - сколько ее не сбивают насмешники, она неизменно возвращается на свое место.

Невозможно представить Чарли Чаплина в ином головном уборе
Невозможно представить Чарли Чаплина в ином головном уборе

Таким образом, можно подытожить, что у шляпы-котелка богатая событиями и значениями биография, и хотя котелок устарел в качестве маркера социального и профессионального статуса, его принял мир музыки и кино.

Малькольм Макдауэлл в фильме "Заводной апельсин", 1971
Малькольм Макдауэлл в фильме "Заводной апельсин", 1971
Майкл Джексон тоже любил котелки. фото из открытых источников
Майкл Джексон тоже любил котелки. фото из открытых источников

Как вы понимаете я никак не могла обойти своим творческим вниманием эту славную шляпу.

Фрагмент показа коллекции Елены Теплицкой. Фото Игоря Стражина
Фрагмент показа коллекции Елены Теплицкой. Фото Игоря Стражина

О своих котелках расскажу в следующих публикациях.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Ставьте лайк, если было интересно

Мир шляп - это целая вселенная