История архитектурного модерна в Петербурге (да наверное и не только модерна) в очень значительной степени пестрит отнюдь не русскими именами. Причем не только архитекторов, но и их заказчиков. Эта характерная особенность молодой российской столицы сложилась практически с самого ее основания и первоначально определялась пристрастием к «приглашенным специалистам» ее основателя. Со временем ситуация конечно менялась, многие «иностранные фамилии» уже давно укоренились на берегах Невы, но роль их в развитии города всегда оставалась значительной. Одним словом, когда автором весьма примечательного и характерного проекта в стиле модерн оказывается архитектор с фамилией Иванов сей факт выглядит несколько неожиданным, а уж когда и заказчиком оказывается человек с аналогичной фамилией есть чему действительно удивиться…
Этот скромный по размерам доходный дом на Можайской улице появился в 1906-м. Заказчиком строительства выступала «крестьянская жена» Татьяна Павловна Иванова. Она давно владела этим участком, но вероятно ранее что-то препятствовало инвестициям в новое строительство. А может Татьяна Павловна, просто не считала такие затраты необходимыми до определенного времени…
Автором проекта стал уже довольно опытный архитектор, техник губернской управы, надворный советник Иван Николаевич…Иванов. Самое интересное, что Иван Николаевич сам давно проживал по этому адресу и конечно есть очень большой соблазн счесть его родственником Татьяны Павловны, но достоверных фактов, увы нет. Примечательно, что одновременно с этим домом Иванов строил и соседний, принадлежавший Дмитрию Федоровичу Бучкину, который возглавлял «артель рабочих по печной части». В профиле оба дома похожи (дом Бучкина чуть меньше), а вот в деталях тут конечно большая разница…
На узком участке «крестьянской жены» Иван Николаевич построил компактное г-образное здание замкнув тесный двор брандмауэром соседнего дома.
Стилистически выдержанный фасад с характерным эркером над въездными воротами декорирован весьма скромно. В отличии от парадной, где авторская фантазия разгулялась по полной программе.
Сам лицевой корпус здания совсем небольшой и для лестницы пришлось создавать дополнительный, вынесенный во двор объем (практика распространенная). Количество квартир тут очень ограниченное – по одной на этаже.
Естественно такие квартиры предназначались совсем не для скромных арендаторов и в декоративном оформлении такой парадной Иванов, похоже реализовал все свои самые смелые задумки явно отдавая предпочтение «дамским вкусам». Тут можно долго разглядывать каждую деталь обильной лепнины и сочетание плавных линий декора с оригинальным профилем лестничных ограждений.
Стоит сказать, что ни до, ни после Иван Николаевич подобного не создавал, хотя модерн оставался его излюбленным стилем. Более того, как бы это странно не выглядело, но закончив строительство дома для Татьяны Павловны он сам поменял место жительства. В последующем он проживал в различных местах тех же Семенцов, но сюда более не возвращался.
Справедливости ради стоит сказать, что чисто «ивановским» этот оригинальный образчик петербургского модерна оставался не очень долго. Уже в 1910-м его владельцем стал потомственный почетный гражданин Виктор Александрович Папмель. Виктор Александрович был выходцем из очень состоятельного семейства, которое было тесно связанно с бизнесом и семьей «сахарного короля» Леопольда Егоровича Кёниг (в том числе и родственными узами). В этой родственной связи было много интересных нюансов, но это тема для отдельного рассказа. Его отец - Александр Карлович Папмель был членом правления известной страховой компании «Русский Ллойд», а недвижимость в Петербурге строил для него сам Виктор Александрович Шретер. Не больше и не меньше. В одном из этих домов и проживал Виктор Александрович долгое время. Собственная недвижимость похоже приобреталась для него в качестве свадебного подарка. В доме на Можайской Виктор Александрович и его супруга Ольга Яковлевна проживали вплоть до 1917-го.
Такая вот история.