Найти тему
Школа 1590

Дыхательная гимнастика для юных актеров и не только

Наталья Геннадьевна Жукова, руководитель театрального кружка «Волшебная сцена»
Наталья Геннадьевна Жукова, руководитель театрального кружка «Волшебная сцена»

«Как на горке, на пригорке, жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка…»

🗣 А вы сможете посчитать всех Егорок на одном дыхании, точнее на выдохе, ни разу не сделав вдох? Попробуйте! Это упражнение дети с удовольствием выполняют на занятиях в театральном кружке «Волшебная сцена».

Программа кружка включает в себя несколько направлений. Это и дыхательная гимнастика, и артикуляционная разминка, и ритмопластика, и основы театральной культуры, и, конечно, актёрское мастерство. О каждом направлении я буду рассказывать более подробно в своих статьях. Сегодня хочу остановиться на дыхательной гимнастике.

-2

Дыхательная гимнастика полезна всем и в любом возрасте, особенно детям при частых простудах. Улучшая общие обменные процессы, она укрепляет организм ребенка и делает его здоровым. Ещё она снимает усталость, бодрит, повышает тонус и даже улучшает настроение и память.

Правильное дыхание для актёра – это основа правильной сценической речи. Ведь от того, как дышит актер, как он пользуется своим дыханием, зависит красота и сила его голоса, мелодичность его речи. 

Для ребёнка правильное дыхание – это залог формирования связной речи, правильного звукопроизношения, громкости и силы голоса, выразительности. 

Под правильным дыханием подразумевается не дыхание для жизни (его мы не в состоянии регулировать), а то, как мы дышим в момент речи. Именно оно поддаётся регуляции. Чтобы его развить и лучше контролировать, необходимо делать специальные упражнения

Система этих упражнений направлена на то, чтобы научить ребёнка вдыхать достаточно воздуха для произнесения двух-трёх фраз. Потом снова вдыхать дополнительную порцию воздуха для произнесения следующих. 

Приведу примеры некоторых упражнений, выполняемых детьми на кружке.

🕯️«Свеча»

Стоя или сидя, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

💨 «Лети, пёрышко»

Дети подбрасывают пёрышко вверх и дуют на него снизу, не давая упасть.

-3

✏️ «Карандаши-спортсмены»

В центре стола два карандаша. С противоположных сторон стола два ребёнка дуют на них. Победит тот, кто сдует карандаш быстрее.

-4

🎨 «Рисунок на окне»

Ребёнок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нём воображаемую фигурку.

🎺 «Дудочка»

Сидя на стульчике, кисти рук сжаты, как будто в руках дудочка. Дети подносят сжатые кисти к губам и выполняют медленный выдох с произнесением каких-либо звуков.

При регулярном выполнении этих упражнений выдох становится длительным и приобретает силу, дети начинают произносить более длинные фразы, перестают глотать окончания у слов, не торопятся и не задыхаются. 

Таким образом, благодаря дыхательным упражнениям у маленьких актёров формируется речевое дыхание, что является неотъемлемой частью процесса подготовки к выходу на большую сцену 🎭

#школа1590 #ДОНМ #нашиУчителя