В конце 80-х с ними пытались бороться. В Москве все номера, начинающиеся с трех нолей, прикрепляли к «Запорожцам» с ручным управлением. Такие тогда выдавали инвалидам.
В некоторых регионах «блатные» номера выдавали на ассенизаторские машины.
Все напрасно. Переломить эту тенденцию так и не смогли. Постепенно эти металлические таблички перекочевали на импортные люксовые авто.
Советский Союз был впереди планеты всей по числу «неприкасаемых» за рулем. Каждое ведомство, каждый чиновник, или просто знаменитый и уважаемый советский гражданин, стремились повесить на свое служебное или личное авто табличку с магическими цифрами и буквами: «останавливать нельзя, себе дороже». Принципиальные инспекторы были только в кино.
Номенклатурные
Инспектор ГАИ, выходящий впервые на дежурство, мог и запутаться в хитросплетениях правил дорожного движения. Мог майора младшим лейтенантом обозвать. Не страшно. «Молодой еще! В борозде дойдет».
А вот если он не умел читать номера… Понять с одного взгляда — что это за номера и кто их владелец. Такой сотрудник надолго в своем ведомстве не задерживался. Первое дежурство могло оказаться и последним.
Незатейливые ВАЗ-2101 или «Москвич», на которых взгляд простого обывателя и не задержится, но имеющие номера из четырех цифр, и у них совпадали суммы двух первых и двух последних, не останавливались ни при каких обстоятельствах. «Наружка» чекистов.
МОЛ — «мы охраняем Лёню». Такие номерные знаки несли на себе «Волги» из охраны членов Политбюро и их семей. И начинались они с двух нолей, например: 00-45 МОЛ.
МОС — высшая партийная и министерская номенклатура, а также высокопоставленные чиновники Москвы. Гаишники знали, что «в машину МОС не суй свой нос!».
С 04 начинались номера фельдъегерской службы, с 05 — автомобили партийных чиновников, с 11 — министры и их замы, с 16 — главное управление Минздрава.
Номера с «МОС» имели также главные редакторы центральных изданий — «Известия», «Правда», «Сельская жизнь», «Комсомольская правда». Такой же номер светился и на служебной автомашине Гостелерадио.
Но не все министры довольствовались номерами МОС. Так, Николай Щёлоков, главный милиционер СССР, предпочитал МАС. Его служебный автомобиль имел номера 00-01 МАС.
Региональная партийная элита на буквы внимания не обращала. У них ценились цифры. Вернее, порядок их набора. 00-01, 00-02 и так далее. Первый секретарь, второй. Дальше по лестнице вниз.
Имевшие доступ к «складу»
Космонавты, артисты, спортсмены, ученые. Не все конечно, а те, которые действительно своим трудом заслужили уважение в советском обществе. Номера им выдавались как по распоряжению руководства МВД, так и по ходатайству партийной верхушки.
Не зря же все так стремились выступить на концерте 10 ноября. Кроме материального вознаграждения, была возможность заполучить "блатной" номер на свои "Жигули".
Юрий Гагарин, первый космонавт планеты, скорее всего и не догадывался о «красивом» номере на своем автомобиле. Да и зачем ему эти игрушки? Он мог с каким угодно номером кататься. Кто же его остановит и оштрафует? Он же иконой был для всех.
Первая его машина ГАЗ-21 была с номерами 78-78 МОД. Просто красивые номера. Не больше. Его даже один раз остановил сотрудник ГАИ за незначительное нарушение. Он вышел навстречу и, как всегда, с широкой улыбкой. Извинился. Виноват, мол.
Естественно, инспектор даже документы не проверил. Козырнул и пожелал хорошей дороги.
А вот вторая его машина, тоже «Волга», которую он купил позднее, уже носила номера 12-04 ЮАГ (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Да тоже, если с первого взгляда, никак не относится к «блатным» номерам.
Но положил традицию. За космонавтами закрепили номера с буквами ММО. 001 достался, естественно, Гагарину. 002 — Герману Титову. 003 — Андрияну Николаеву. 004 — Павлу Поповичу. 005 — Валерию Быковскому. Белой «Чайке» Валентины Терешковой выдали 006. Вот только Юрий Алексеевич так и не воспользовался своим первым номером.
Мы создали группу в «ВКонтакте» — History Empires. Заходите, знакомьтесь с интересными материалами. Поддержите нас. Подпишитесь! 👇
Что самое интересное, эти номера закрепили за космонавтами пожизненно. Они потом перевешивали их на другие машины, в том числе импортные.
Знаменитых спортсменов тоже не обижали.
Валерий Харламов. Кто же не помнит его на льду под номером «17». Так вот, ему и номера выдали соответствующие — 00-17 ММБ. Александр Мальцев катался на авто с номерами 00-10 МОИ. Вот только Третьяк почему-то так и не смог заполучить «двадцатку». Может просто не захотел. Он же скромнягой вне льда был.
Красивые узнаваемые знаки были и у артистов. У певца Юрия Антонова, у актеров Александра Абдулова, Олега Янковского, Михаила Боярского, Николая Караченцова и у других, не менее узнаваемых тружеников театральных площадок.
Им всем было намного проще ездить по дорогам страны. Их практически не останавливали. Ну если только случалась авария.
Порой, безнаказанность плохо влияла на некоторых владельцев «блатных» номеров. Привычка садится за руль «подшофе», зная, что тебя не остановят, да еще при этом превышать скорость, сыграла с ними плохую шутку.
Хоть весь автомобиль «блатными» номерами обвешай — перед Господом все равны.