Найти в Дзене

Домбай - что нужно знать, отправляясь в поездку?

Оглавление

И в этой статье поговорим о Домбае: какими способами можно добраться, где жить, где вкусно поесть и что еще нужно знать, отправляясь в поездку.

Домбай - горная территория в Карачаево-Черкесии в бассейне Теберды на Северном Кавказе (Россия). Южная граница Домбая — Главный Кавказский хребет. Высшая точка — вершина Домбай-Ёльген (Домбай-Ульген) высотой 4046 метров. Там же расположен одноименный поселок и курорт Домбай.

Как добраться?

  • Самолетом. Ближайшие открытые аэропорты находятся в Минеральных Водах (от аэропорта до Домбая в пути 3,5 часа или 225 км; билет в один конец на одного от 4,5 тысяч) и Ставрополь (от аэропорта до Домбая в пути почти 4 часа или 237 км; тут билет в один конец на одного на тысячу дешевле выйдет).
  • Добраться до этих городов можно на поезде (билеты покупаем заранее, так как с учетом текущей обстановки билеты на поезда южного направления разлетаются, как пирожки; тут уже кому как удобно и по карману).
  • На автобусе (от м. Котельники ездят рейсовые автобусы, стоимость проезда около 3,5 тысяч рублей на одного в один конец). Все эти билеты можно купить на Яндексе или на РЖД.
  • Ну или на машине, что тоже неплохо.

Что касается нас, наш путь был из Махачкалы в Минводы (так как наш организованный тур закончился в Махачкале, и начался тур не организованный), и самолетом лететь было не вариант (прямых сообщений нет, только или через Москву или Сочи), автобусом не хотели трястись всю дорогу (а так, пожалуйста, доехать можно и на автобусе, 12 часов в пути, билеты от тысячи рублей были на момент августа), машины не было, в аренду брать не решились. Оставался вариант поезда. Тут было очень увлекательно, так как из Махачкалы ходит всего лишь один поезд, который делает остановку в Минводах (это поезд 135С Махачкала - Санкт-Петербург), стоимость билета от 1000 рублей, время в пути 10 часов. Только прикол его в том, что он ездит по определенному графику – летом он ездит только по четным числам. Сейчас зима, и он ездит только по нечетным. И насколько я понимаю, это в принципе единственный поезд, который следует по направлению от Каспийского моря к Москве и Санкт-Петербургу (хотя, что удивительно, в обратную сторону едет поездов больше гораздо: 133М, 135А, 085В). Странно, туда везут больше, а обратно едет меньше, как так?

Романтика поезда Махачкала - Санкт-Петербург
Романтика поезда Махачкала - Санкт-Петербург

Билеты мы сначала упустили (хотели ехать в СВ), купили купе (либо так, либо вообще пешком добираться), причем, купили последние два билета, больше не было. А за 5 часов до выезда видимо кто-то сдал СВ (ну или их «придерживали»), и мы смогли обменять наши билеты, о чем потом не пожалели ни разу.

От Минеральных Вод до Домбая мы добирались на такси. И вот Вам толковый совет – хотите подешевле и без нервов, закажите трансфер себе заранее, либо, как еще более дешевый вариант, можно добраться на специальном автобусе до курорта – единственный минус, он ходит один раз в день, отправление в 14.45. Либо найти попутчиков, кто с Вами разделит трансфер. Мы же ничего заранее не заказывали, и решили воспользоваться Яндекс.такси – ценник 4500 в один конец (не плохо так). Тут же у вокзала много таксистов, и один такой товарищ согласился нас довезти за 4000. Но вот Вам еще совет – спрашивайте, это цена с учетом работающего кондиционера, или нет? Дело в том, что время, в которое мы были, было аномально жарким – на улице в тени только было +35-40, и конечно нам хотелось ехать не в жарище и потеть в машине. Дальше было интересно – он нам сказал «да, это с работающим кондиционером на всем маршруте», мы сели, он нас довез на какую-то парковку у аэропорта (вот это было страшно), сказал «сейчас приедет другая машина и повезет вас», мы стояли ждали эту машину, через минут 10-15 приехало другое авто, и мы поехали. Даже не то, чтобы поехали, а прям помчали, с закисью азота (машина на газу). Как оказалось, первый водитель собирался нас везти с открытыми окнами во всей машине, так как было жалко бензин на кондиционер, поэтому он просто нашел другого водителя, который согласен был на наши условия.

Где жить и что есть?

Так вот, спустя какое-то количество времени мы приехали на Домбай и заселились в отеле Наступ. Вообще, там много разных вариантов размещения, на любой вкус и кошелек (отели, дома, квартиры), из увиденных в живую мне понравились отели Alpine, Гранд Отель, Солнечная долина, Наступ. Что касается нашего отеля, то в стоимость проживания у нас входили только завтраки, и как приятный бонус, скидка на кресельный подъемник, старт которой располагался прям у отеля. Из минусов отеля – подниматься к нему в горочку. Обедали мы в основном в кафе «В горах» - демократичные цены и очень вкусно! Вообще, на Домбае вкусно везде (почти). Ужинали в основном в отеле (у нас тоже вкусно кормили), один раз покушали в кафе «У Зули» - просто было интересно посмотреть, что же за диковинное место такое, с 1,5к+ отзывами и безоговорочной пятеркой. Вкусно, как и везде, порции большие – это правда, ценник народный, народу много. В целом, все очень приятно и добротно.

Вот такая канатка у отеля Наступ
Вот такая канатка у отеля Наступ

Что еще нужно знать?

Что еще надо бы знать о здешних местах:

  • Аптек тут три, и пользуются они очень большим спросом, особенно в сезон, поэтому все лекарства от отравлений берите с собой – до ближайшей другой аптеки примерно 20 км.
  • Воду из под крана не пейте, не смотря на заверения администраторов в отелях, что ее можно пить и она родниковая – будете искать на следующий день средства от отравления, которых может не быть в аптеке. Я лично обошла все три аптеки, и была далеко не первая в очереди, прочувствовали на собственной шкуре.
  • Домбай находится на территории Тебердинского заповедника, граничит с Абхазией, поэтому это территории приграничной зоны, а значит, если затеете хайкинг – паспорт должен быть с собой обязательно.
  • Канатные дороги отдельная сказка. Что касается старых канатно-кресельных дорог, то билет на них надо покупать на каждой станции отдельно. Стоимость первой станции 150 рублей, далее каждая 250 рублей. У каждой посадки стоит человек, который вам называет цену, а вы тут же ее и оплачиваете, никаких касс нет. Мы каждый раз просили чек, кое как они этот чек скрипя зубами давали (надо же нам проверить, не обманывают ли нас). Только на старой канатке можно доехать до отеля-тарелки. И у старых канаток есть своя особенность - она старая, кресла там могут быть не везде, смотрите внимательно, когда садитесь. На новые канатки можно пересесть почти в любой точке, у каждой станции своя касса, оплатить подъем не проблема. Мы катались и на такой, и на такой, стоимость в итоге вышла та же, как если бы мы купили сразу билет на новой канатной дороге – 1600 рублей.

И еще один совет, смотрите по времени внимательно, во сколько закрывается спуск/подъем на станциях. И вот в связи с этим история: мы захотели подняться на самую высокую станцию – Кругозор. Поднялись мы, значит, до последней станции, оплатили ее, сели и поехали. Мы на Кругозор не успели подъехать, как уже стали объявлять в матюгальник, что этот подъёмник закрывается и всем надо ехать вниз срочно. Внизу на посадке никто об этом не предупредил. Мы думали, нас развернут сразу же и не дадут даже выйти, но в итоге мы вышли, станция как работала на подъем, так и работала. Мы пошли гулять, но не далеко, чтобы в случае чего успеть сесть на канатку. Через пол часа нас начали уже ругать и выгонять словами (в матюгальник) "я что, не понятно говорю? Все на выход!" (хотя, на подъем люди ехали, билеты продавали не смотря на то, что они ее типа закрывают). Мы бесить людей не стали, поехали вниз (топать пешком не хотелось, в случае чего). Ради интереса на станции ниже мы походили, погуляли, попили чай – нам было интересно посмотреть, во сколько реально она закроется. В итоге, станция проработала еще минут 40, после чего она закрылась, и мы прикола данного не поняли. И закрылась она раньше того времени, что нам называли на кассе. Что это было мы не поняли.

А теперь про минусы

Ну как же тут не обойтись без минусов! И в этот раз мне есть на что обратить внимание. Знаете, я для себя лично увидела только лишь один-единственный минус – это наличие рынков. Каждый раз мне хочется крикнуть «Why?». Такое красивое природное место, и такие страшные палаточки. Ну почему, почему нельзя как-то облагородить современную торговлю, почему это все должно выглядеть так страшненько? Ну ладно, внешний вид, можно закрыть на него глаза, самое главное, что в целом там аккуратно и чисто, местные стараются держать внешний вид, как могут. Но кто-нибудь, скажите мне, кто додумался устроить рынок на высоте 2277? Кто додумался поставить там вещевой рынок? У кого пришла гениальная идея, в которой ты не успел сойти с подъемника и попал сразу на рынок? И чтобы тебе пересесть на следующую станцию тебе надо пройти весь рынок? Это что? Это как? Я конечно извиняюсь, я уже поняла, что я слишком впечатлительная, но такое я видела впервые. Когда ты едешь в такое красивое место, восхищаться красивыми видами, то ждешь увидеть горы, а не горы вещей, шапок, носков и так далее. Рынок в долине, у подножия горы – видела, рынок на самой горе – впервые.

В следующей статье расскажу о маршрутах, на которых нам удалось побывать за эти четыре дня. Скажу одно – места мы увидели необыкновенные!

Чтобы не пропустить новый материал, подписывайся на мою страницу в Дзен.

А если хочется поближе познакомиться со мной, и читать не только о моих путешествиях и приключениях — подписывайся на Телеграм-канал: https://t.me/isnotserious

Больше материалов по теме "Кавказ":

  • Минеральные Воды
  • КБР
  • Осетия
  • Ингушетия
  • Чечня
  • Каспийск