В прошлые выходные на испытательном полигоне АВТОВАЗа в Сосновке прошла Гонка Журналистов 2023, в которой мне довелось поучаствовать и лично протестировать новую Весту Спорт NG и нашумевшую синхронную трассу. Тольяттинский ледовый гоночный трек ежегодно собирает тысячи зрителей и лучших пилотов страны, которые сражаются в Гонке Чемпионов за престижный приз - серебряную ладью. И также раз в году, АВТОВАЗ и LADA Sport ROSNEFT предоставляют возможность журналистам испытать те же эмоции, которые чувствую профессиональные пилоты.
Погода в тренировочный день выдалась чудная: легкий морозец, штиль, яркое солнце, подсвечивающее все блики льда на поверхности трассы и снежные валы, которые обрамляют дорожки. Перед тем, как сесть за руль, нам провели инструктаж и выдали штурманов, по совместительству самых быстрых парней, когда-либо выступавших на этом треке: 8кратный победитель Гонки Чемпионов Кирилл Ладыгин и Владимир Шешенин, забравший титул в этом году, а также не менее быстрые заводские пилоты LADA Sport ROSNEFT Михаил Митяев, Макс Туриев и Леонид Панфилов. Со стороны акул пера к штурманам присоединился Владимир Мельников - победитель прошлогоднего кубка журналистов. Путем жеребьевки я попал на демонстрационный заезд к Вове Шешенину. Зная, что он один из самых быстрых и провезет «как надо», с дуру сказал ему «Вали на все бабки».
Чтобы описать первые впечатления после всего одного круга по синхронному треку с Шешениным в руле, приведу в пример сцену из известного фильма «Форд против Феррари», в котором молодой Шелби прокатил Форда младшего на свеже построенном спорткаре, после чего тот зарыдал от счастья и шока со словами «Я даже не знал». Вот и ваш покорный слуга не знал какого это, когда пролетаешь виражи по льду боком на скорости 120 км\ч, прыгаешь на трамплине в небо, в слепую выставляя автомобиль в поворот, и мчишься вниз с горы, зажимая педаль в пол. Перегрузки не сравнить с асфальтовым кольцом - конечно они меньше, но направлены во все стороны. Мозг просто не знает, чего ожидать - «вестибулярка» сходит с ума от происходящего, а на трамплинах жизнь мелькает перед глазами.
На трассе в Сосновке нет привычных поворотов «на плоскости», они все трехмерные, как в Карелии - может начинаться на подъёме, а заканчиваться на спуске со сменой направления. Просто визуализируйте - пятая передача из пяти, мотор в отсечке в конце прямой, дрифтовая постановка без торможения в ипподромный поворот и газ в пол. По ощущениям это как прыжок с банджо - дико страшно. Затем машина ныряет в скольжении под мост и начинается аттракцион. После серии трехмерных поворотов мы несемся вниз с горы по змейке. Со всего хода влетая на подъем, Веста прижимается к дороге, как пантера перед прыжком, цепляется 4,5мм когтями, резко меняя направление и вот уже летим вверх, а там край земли и дальше небо. То есть, просто горизонт! Перед вылетом Володя резким, но точным движением «ломает» машину в невидимый поворот…. Я задерживаю дыхание - мы несемся в небо боком!!! Поворот левый, а я справа, после вылета смотрю через окно уже в поле. Промелькнула мысль и я зажмурился «сейчас мы будем там кувыркаться по елкам». Мозг на разгрузке улетает вверх, потому что не пристегнут как я шеститочечными ремнями и после точки невесомости гравитация возвращает нас обратно - всем весом припечатывая машину в лед. Шипы вгрызаются в поверхность и на полной тяге нас «засасывает» в поворот за которым снова горки, горки в поворотах и повороты в горках.
Садясь за руль с трясущимися от показательного заезда коленками, больше всего я боялся перевернуть машину. Это совсем не сложно, как объяснили опытные пилоты - достаточно кормой удариться в бруствер и машину ставит мордой на вал, а дальше «на уши». Решил по началу быстро не ехать - это была ошибка. Дело в том, что специфика управления спортивным автомобилем, обутым в боевой шип, на льду - это постоянный газ, то есть безопаснее держать газ и рулить, чем тормозить. Надо сломать психику и слушать старших. По слухам, Кирилл Ладыгин бил по ногам тех, кто жмет на тормоз и нажимал рукой на ту ногу, которая стоит на газу, а самые непослушные еще и получали по шлему от «Бати».
Ледовая версия Весты Спорт NG, сделанная специально для Гонки Чемпионов, в управлении оказалась весьма послушной машиной, которая моментально отзывается на острый руль. У нее прекрасно настроенное специалистами шасси, длинноходные энергоемкие амортизаторы, и звук жужжащего 170 сильного шестнаря , жадно сжигающего фирменный «сотый» Pulsar от Роснефти - что еще нужно? Переживал, что когда буду «ломать» машину в поворот, не смогу контролировать корму, и меня занесет, но Веста позволяет немного подержаться в скольжении, плавно пришпорить и нажать уже в полную на выходе, даже без намека на неконтролируемый занос. Все, что происходит с ней - полностью контролируется и это позволяет работать уже над собой. Не борешься с техникой, она делает все, что хочешь. Наверное этим объясняется то, что ребята, как и я, приехавшие в первый раз - после пары сессий достаточно уверенно показывали неплохие времена на круге.
Гонка прошла по плану - опытные журналисты, видавшие трассу не раз и не два, были в топе таблицы, совершали меньше ошибок и быстро ехали. Остальные - вкатывались. А вкат здесь очень нужен - повороты закрытые, апекса не видно, а в нескольких местах надо поверить в «держак» и пойти против инстинктов, тогда будет результат.
Не обошлось и без инцидентов. Все таки одну машину на уши уложили. Павел Карин переборщил со скоростью в одном из финальных заездов и перевернул машину на крышу, вылетев на соседнюю дорожку, почти под колеса Вадиму Гагарину. Случись это секундой раньше, они могли столкнуться. Ситуация была опасная, но слава богу все целы.
Вообще, стоит отметить неубиваемость машин от LADA Sport - несколько дней подряд их утюжили все как могли - перекручивали моторы, втыкали не те передачи, влетали на полном ходу в брустверы, а Весточки держались. За все соревнование не «положили» ни одного мотора и не сломали ни одной КПП, как бы ни старались, даже бампера и колеса все на месте. Вспоминается, что с 2021 года LADA Sport ROSNEFT полностью перешла на гоночное масло Rosneft Magnum Racing, которое залито во все моторы не только зимних, но и мощных летних болидов РСКГ. Видимо надежность моторов напрямую связана с этим фактом, ведь его Роснефть разрабатывала совместно с командой, как и топливо Pulsar.
Изюминкой соревнования стал женский зачет. Прекрасная половина человечества активно осваивает автоспорт и в этой гонке приняли участие уже четыре девушки, по сравнению с прошлогодней, в которой участвовала одна Мария Полищук. К ней присоединились несравненная Мария Мельникова, Анна Левина, и супер быстрая Татьяна Елисеева, которая в финале сразилась с победителем мужского зачета Вадимом Гагариным. В этот раз Вадим оказался быстрее, но Татьяна была очень близко. Организаторы гонки пообещали, что женский зачет будет активно расширяться. Прекрасные новости! Больше девушек в автоспорте!
Аналогов этому соревнованию в России нет, трассы тоже, это абсолютно уникальное явление. Оказаться за рулем гоночных авто, которыми управляют раз в году лучшие из лучших - невероятная честь и гордость. Я ехал на машинах, за рулем которых сражались Ладыгин, Шешенин, Цареградцев, Петров и многие другие Чемпионы всего спортивного и четырехколесного. Надеюсь вернуться в кресло пилота еще раз и снова прочувствовать этот кайф, эту свободу, этот адреналин и эмоции. Огромное спасибо АВТОВАЗу, LADA Sport ROSNEFT и всем причастным за этот праздник автоспорта. Это было круто!
Фото предоставлены Пресс службой АО «АВТОВАЗ»