Кадьяк — самый массивный среди современных представителей медвежьего рода. Но достойную конкуренцию ему может составить японский, или же уссурийский бурый медведь. Он же «чёрный гризли». И солидные габариты — лишь вершина айсберга.
Не жалует соседей
Медведи — по жизни одиночки. Не любят они соседей как таковых. А японский бурый даже со своим «гималайским братом» ("Ursus thibetanus") предпочитает не пересекаться. Белогрудый медведь окапывается у предгорья, а «чёрный гризли» уходит значительно выше.
Только в самом тихом и укромном месте медведь организует берлогу, предварительно убедившись в безопасности. Кроме о. Хоккайдо, наш герой встречается в Невельском районе Сахалина и на южных Курилах.
Достаньте яблочко!
Логично, что один из самых крупных бурых медведей не способен покорять древесные преграды. Ещё бы! 450-550 кг — параметры среднестатистического представителя вида. Но если взрослый медведь не станет карабкаться по стволу, справедливо оценив собственные габариты, то почему же медвежата не стремятся?
Секрет кроется в особенностях строения их лап. Если вскарабкаться по стволу медвежата ещё смогут, то слезть с него им будет очень проблематично.
Лень охотиться
Несмотря на внушительные размеры, японский бурый медведь обладает завидной ловкостью и проворством: на короткой дистанции способен развить скорость до 45-50 км/ч. Способен, но по непонятной причине своим талантом пользуется редко. Может природа решила сберечь в лесу зелёные насаждения? А может ленив? Не суть.
Главное, что косолапый приспособился! Японский медведь регулярно отбирает провизию у небольших хищников. Наоборот не бывает.
Вредные самцы, умные барышни
Во время воспитания отпрысков, медведица наотрез отказывается встречаться с назойливым главой семейства. Но он настойчив и всеми силами старается отвадить от дамы сердца родное потомство! Всё сделает, лишь бы удовлетворить собственные прихоти.
Но мать, она и в животном мире мать. Медведица собирает медвежат в кучу и следует прямиком… к рыбакам. Человека она считает гораздо более безопасным существом, нежели неудовлетворённого жизнью самца. На востоке о. Хоккайдо так ведут себя почти все самки.
Тяга к жизни
Японский медведь, как и большинство сородичей, впадает в спячку. Что интересно, среди этого вида реже всего встречаются «шатуны». Зверь всеяден, но в последнее время «совокупный» вес уссурийских медведей существенно увеличился. А причина в изменённом образе жизни.
Раньше японский бурый питался ягодами, рыбой и мелкими парнокопытными. А теперь ещё и совершает ревизию сельхоз угодий. Нет-нет, он не виноват. Человек первым нарушил границу ареала.
Зато Михаил Потапович Накамура накапливает такое количество подкожного жира, что хватило бы на две зимы.
Румяненький бочок
Собственно, именно запасы подкожного жира и стали основной проблемой для бурых медведей. Уссурийскому тигру тоже требуются ресурсы для зимовки. Грызуны — уже не комильфо. Поэтому усато-полосатый стал кидать голодный взор на косолапых. Конечно, со взрослым медведем совладать очень сложно, но тигр — хитрый кот.
Сначала он проверяет местность на наличие молодняка, а ближе к зиме заглядывает в каждую известную ему берлогу! Уссурийский тигр — второй в списке основных врагов уссурийского медведя.
Японский бурый тоже не промах!
Натуралисты, наблюдавшие за поведением косматого медведя, обратили внимание на его находчивость. Сначала японский медведь научился распознавать полосатого кота по запаху. А затем — стал присматриваться к следам на тропинках.
Если умный Михаил Накамура узнает в отпечатках уссурийского тигра, то мигом сменит траекторию движения. Да и вообще, медведь по большей части старается обходить те места, где хотя бы краем левой ноздри учует знакомый аромат!
Очень нежный слух
Японский бурый отличается прекрасным слухом. Никакой родственник ему на ухо не наступал — медведь распознаёт любые звуки на расстоянии десятков метров. И местные фермеры, узнав об этой особенности, обернули способности медведя против его самого.
Слышали заливистый лай породистой лайки? Вот именно эту породу стали использовать для защиты от бурого «грабителя». Медведь с давних времён в курсе, что если есть собака, значит есть и главный враг.