Издательство "МИФ", выпустившее перевод романа Хирано Кэйитиро "Незнакомец" позиционирует его как детектив. Но детектив это в той же степени, что и "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Другими словами, самое главное в книге - вовсе не расследование криминальной загадки. Она для автора становится лишь поводом поговорить о том, можно ли убежать от судьбы и как общество навешивает на невинного человека невыносимый груз вины.
Загадку автор нам раскрывает еще в предисловии: перед нами книга про человека, который сменил личность и жил чужой жизнью. "Чужой" не в том смысле, что он взял себе выдуманное имя и биографию, нет, он буквальным образом обменялся именем и биографией с другим человеком и стал жить, будто он - другой. Потом он переехал, прижился в новом месте, женился и - неожиданно умер. Только тогда его жена Риэ вдруг выясняет, что ее мужа звали вовсе не Дайскэ Танигути. А как? Это берется выяснить адвокат по имени Кидо.
Ты можешь обменяться с кем-то жизнью. Риэ и в ужасном сне не могла себе такого представить, но ее муж и правда это сделал. Он действительно жил жизнью другого человека. А как быть со смертью? Смерть — это единственное, чем ты ни с кем не можешь обменяться.
Книга посвящена расследованию адвоката, а главный вопрос: почему какой-то неизвестный человек решил притвориться Дайскэ Танигути? Какие у него были на это причины? Кидо последовательно и убедительно раскрывает эту загадку, а параллельно читатель узнает массу важного об актуальных проблемах современного японского общества.
Книга так хороша, что хочется рассказать о ней как можно подробнее. В то же время "Незнакомец" из тех книг, в которых сюжет очень важен, поэтому трудно будет представить какой-то аналитический текст, не раскрывая важных деталей.
Главная тема книги - это тема самоидентификации человека в современном обществе. Герой, судьбу которого пытается прояснить адвокат Кидо, жил чужой жизнью. Перестал ли он быть собой, и что в его случае обозначает "быть собой"?
Человек становится самим собой благодаря воспоминаниям. А что, если заимствовать чужие воспоминания? Вероятно, так можно стать этим человеком?
Разбирая случай этого человека, Кидо не может не думать о себе и своей личности: он - японский гражданин, адвокат, но при этом - этнический кореец. Корейцы - дискриминируемое национальное меньшинство в Японии, в прежние времена ставшее жертвой настоящих погромов, да и сегодня испытывающее определенные проблемы. Это становится для адвоката Кидо поводом для постоянной тревоги и рефлексии: он вспоминает эпизоды из истории Японии, в которых пострадали корейцы, много занимается волонтёрской помощью пострадавшим от стихийных бедствий, пытается осмыслить свою личность в этом непростом контексте.
Кидо был дзайнити в третьем поколении, родители никогда не говорили с ним об этнической идентичности, он родился и вырос в обычном районе Канадзавы, а не в корейской диаспоре, поэтому с тех пор, как его семья сменила фамилию с Ли на Кидо, он почти не сталкивался с дискриминацией. Когда он переходил в среднюю школу, они поменяли фамилию; родители никогда не рассказывали почему.
Тему самоидентификации автор раскрывает в том числе через отсылки к литературным произведениям и современной живописи. В книге упомянуты или подробно описаны произведения искусства, которые становятся для героев книги метафорой, проясняющей их психологическую или моральную проблему. Произведение искусства становится ключом и к разгадке главного вопроса книги: кем был человек, который притворялся Дайскэ Танигути? Также книга буквально "звучит": главный герой и другие персонажи постоянно слушают какую-то музыку, и она тоже очень ярко их характеризует. Они читают или сочиняют хайку, и их чтение становится формой диалога друг с другом и с читателями.
Они каждый день виделись лицом к лицу, а именно благодаря книге она смогла приблизиться к его сердцу, что было удивительным.
Как общество помогает человеку найти себя и чем ему мешает, какие факторы делают каждого из нас самим собой, что в наше "я" привносят родители и семья - и можно ли избежать этой предопределенности? Обо всем об этом говорит роман "Незнакомец". Почти все герои повествования вызывают симпатию, редкий сегодня случай, когда среди главных действующих лиц положительных персонажей больше, чем отрицательных. Они не ангелоподобные, совсем нет, это сложные люди со своими слабостями и уязвимостями, но необычайно благородные, совестливые и порядочные. С каждым из них случается много печального, и это тоже одна из тем, которые поднимает автор: как ярко видно счастье на фоне несчастья, и как важно его не обесценивать только потому, что оно не разлилось на всю жизнь целиком.
Овидий писал, что Нарцисс был зачат, когда речной бог Кефис, «гибким течением» обняв Лириопу — голубую нимфу, — «замкнув ее в воды, насилье ей учинил». Кидо был поражен, узнав тайну рождения Нарцисса, и почувствовал, что одержимость наблюдением своего отражения в воде означает не что иное, как любовь к себе. Вода была для Нарцисса его родителями и в то же время конфликтом, который произошел между ними, актом насилия, который не должен был произойти. Но не случись насилия, его бы не существовало в этом мире. Видя себя, он не мог при этом не видеть истории своего рождения. Как бы то ни было, он не мог стереть своего прошлого, но не мог и прикоснуться или вернуться к нему.
"Незнакомец" - единственное крупное произведение Хирано Кэйитиро, изданное на русском языке. Также в журнале "Иностранная литература" (февральский номер за 2022 год) выходили его тексты малой формы: рассказ "Посторонний № 7-9" и эссе "Мое "я" по шкале великих".
***
Читали роман Хирано Кэйитиро "Незнакомец"? Какое ваше любимое произведение японской литературы?