30 января 1890 года, вскоре после открытия Эйфелевой башни в Париже, в Петербурге появился ее двойник. Предприимчивый купец и мастер на выдумки Георгий Александров построил в развлекательном саду «Аквариум» ледяную копию знаменитого сооружения. Высота скульптуры составляла 35,5 метров. Посмотреть на инженерное чудо в ледяном исполнении стоило один рубль. Немалые деньги при средней зарплате на производстве около 270 рублей в год.
Петербургская Эйфелева башня
Петербургская модель была изготовлена в масштабе 1:10 от оригинала. Каркас сделали деревянным, остальное изо льда. Оттепелей в январе 1890 года не наблюдалось, средняя температура — около минус 8 градусов, а по ночам — до минус 17. Так что холодный стройматериал прекрасно держал элегантную форму.
Над внешним обликом трудились мастера-ледорезы. «Отделка фасада башни не оставляет желать ничего лучшего, особенно красиво выделяются ее колоннады и карнизы», — писала газета «Петербургский листок» об увиденном, которое «невольно заставляет всех и каждого удивляться той выносливости, с какой простые русские мужики-плотники создали такое колоссальное ледяное сооружение».
Освещалась башня снаружи с помощью больших электрических фонарей, а изнутри — лампочками. На вершине горело пятьдесят лампочек Эдисона. Иллюминация на высоте почти десятиэтажного дома была видна с Троицкого моста.
И даже обзорная площадка
На ледяную Эйфелеву башню можно было подняться по боковым лестницам. На втором уровне был расположен ледяной же бюст Гюстава Эйфеля.
Желающие шли выше — до обзорной площадки на третьем уровне. Оттуда открывалась панорама Петербургской стороны. «Зрелище эффектное!» — восхищалась «Петербургская газета».
Другие постройки
В 1888 году в саду «Аквариум» построили первый ледяной дом. Проект исторический, по образцу ледяного дома императрицы Анны Иоанновны 1740 года. Дом возвели за 29 дней и подсветили электрическими фонарями.
В 1889 году создана вторая ледяная постройка в саду «Аквариум» — двухэтажный ледяной замок с 12 башенками и колоннадой. По вечерам он снаружи подсвечивался электрическими рефлекторами, а внутри — цветными электрическими фонарями.