Найти тему
116 подписчиков

1908 год. Былое и ныне.

В том же собрании Думы (14 марта 1908 года) была дана оценка проекта ассигнования 5.5 миллионов рублей на всеобщее образование с позиций думской комиссии. Первоначально хотели вернуть законопроект на доработку в Министерство народного просвещения, при этом потерялось бы время, так как с первых разработок проектов введения образования прошло уже восемь лет, но результата какого-либо достигнуто не было. И было решено не возвращать проект, а использовать его на основании имеющихся в нем статистических данных, которые могли бы стать фундаментом для разработки основных положений. При этом предполагалось учесть даже те моменты, которые не были предусмотрены в законопроекте. Например, отношение местных органов самоуправления к будущей школе, но без широкого участия всех местных элементов вряд ли можно добиться жизненности задуманного.

Комиссией, по докладу члена ее депутата Анрепа[1], была дана более развернутая модель предстоящей реформы. Было предложено создать большой общеимперский строительный фонд. До того, как передать законопроект для принятия в думе, необходимо решить было вопрос об учителях, о зданиях школ. Если открыть в 1909 году 20 тысяч школ, то есть реальная возможность осуществить это открытие? Важно учесть место церковно-приходских школ в реформе. Но важно и другое, чтобы ответственность за реформы была на одном ведомстве…

«Итак, стоя на практической точке зрения, мы (Комиссия по народному образованию) должны выделить совершенно вопрос о всеобщем образовании от ассигнования 5.5 миллионов рублей. Мы все жаждем этого всеобщего образования, но должны выработать основания, положения для него и этим занята комиссия по народному образованию. Она напряжет все усилия, чтобы общие положения внести в Думу до июня с расчетом, чтобы до земских осенних собраний было бы нечто уже предрешенное, если и не окончательно в законодательной форме утвержденное. Это будет путь более практичный, чем теперь вводить новые поправки существенного характера».

[1] Василий Константинович фон Анреп (1852–1927), врач, физиолог и фармаколог. Член Третьей Государственной думы.

Ожидались земством упомянутые реформы. Яранское уездне земство в конце 1890 годов уже пыталось принять программу введения всеобщего образования в своем уезде. Немало сделало. В 1897 – 1904 году в Яранском уезде было открыто земством 66 одноклассных училищ (из 128 открытых к 1908 году). При этом после 1904 года были открыты лишь 2 школы – Коноваловское (Разбойниковское) (в1907 году в Сердежской волости) и Пуяльско-Орловское (в 1908 году в Ернурской волости) начальные народные училища.

Коноваловское училище первоначально было в деревне Коновалово размещалось в наемной квартире, но после было построено уже в починке Разбойников (такое грозное название не потому, что в районе починка разбойники обитали, хотя легенды о них есть, а по фамилии основателя – Разбойникова). Верно, вот эта старая школа в деревне Пушкино (с 1937 года) и была той первой земской школой.

В том же собрании Думы (14 марта 1908 года) была дана оценка проекта ассигнования 5.5 миллионов рублей на всеобщее образование с позиций думской комиссии.

Здание старой школы в деревне Пушкино Яранского района Кировской области

На сайт школы значится, что открыта школа в Пушкино в 1928 году.

Школа в деревне Пушкино и сейчас принимает учеников. Наверное, у них в школе компьютерный класс появился 30 лет назад. Спасибо учительнице информатики Т. П. Толстобовой. Татьяна Петровна еще и с учениками собрала обширный материал об окрестных деревнях, уже не жилых. С ребятами они следили за чистотой на озере Никулятском. Родники обустраивали, стоянку рыбаков обиходили. Когда-то озеро, находящееся в пойме реки Ирки имело глубину 22 метра. Но во время мелиоративных работ завели речку в озеро и вывели – местный мини-«Байкал» получился. Пользы озеру никакой, но вот вред явный…

Ребята решили измерить глубину озера. С веревками, на глаз… Пришлось вытащить из закромов тахеометр и установить. Татьяна Петровна с лодки измеряла глубину озера лотом, я же по закрепленному на корме лодки отражателю подсекал точки измерений. Потом построил карту дна. Там, где впадает в озеро Ирка явный замыв, уклон дна крутой. Ну а максимальная глубина – 9,8 метров…