Узнала про писательницу Евгению Некрасову. Взялась вчера перед сном посмотреть, что пишет, открыла роман "Кожа"... и пропала. Хорошо, что бесплатный отрывок через час закончился. А то быть бы мне сегодня на работе опять зомби. А так я заказала в магазине книжку и спать легла.
А сегодня поделилась своим открытием с учениками. Тем более, что у нас был урок литературы, а там Салтыков-Щедрин. И ровно та же тема - рабство и его последствия. Последствия как для личности, так и для общества.
Про Щедрина вы знаете, а Некрасова что? А у нее история в жанре магического реализма о двух несвободных женщинах: негритянке Хоуп, живущей на юге США в семье плантаторов средней руки, и русской крепостной Домне. Истории развиваются параллельно, но, кажется, должны переплестись (я об этом узнаю, когда получу бумажную книгу). Феномен несвободы Некрасова рассматривает с двух сторон.
Первый ракурс - как несвобода влияет на душу. Автор подмечает одно из противоречий: чем мягче рабство, тем меньше шансов сохранить собственную индивидуальность, вообще себя самого. С этим сталкивается Домна. Ее вырывают из семьи маленькой девочкой и отдают в барский дом в служанки молодой барышне. В каким-то смысле ей даже повезло. Семья работала в поле и работала тяжело, а барышня к Домне по-своему добра, ничем особенно не утруждает, однако себя девушка почти теряет.
"Домна понимала, что ее работа легче, чем труд ее семьи и остальных работающих. Ее тело не уставало сильно, не мерзло, не мучилось от жары, не голодало. Иногда болели колени от долгого сидения на низком табурете и пощипывало глаза от напряженного и постоянного смотрения на Дочь хозяина. Та не была жестокой или злой, но Домна боялась ужасно пропустить какое-либо желание неработающей. Со временем Домна узнала Дочь хозяина лучше, поняла, за каким ее жестом и взглядом какое последует распоряжение. Еще работающая заметила, что стала забывать, что она сама любила делать, что употреблять в пищу и о чем думать... Одним вечером Домна, засыпая на сундуке в комнате неработающей поняла, что за весь день она не подумала ни разу о себе, ничего ни разу сама не захотела и не вспомнила ни разу мать, брата, бабушку, сестру, отца, другого брата".
У Хоуп другая ситуация. Столкнувшись с жестокостью, она сопротивляется всяким попыткам завладеть ее душой. Но, если поначалу ей это удается, то когда учитель хозяйских детей узнает, что она осваила грамоту и начала писать стихи, душа ее оказывается беззащитной. Этот учитель заставляет ее писать быстрее и больше, заключает контракт на издание необычной книги. Душу Хоуп эксплуатируют также, как эксплуатировали тело. Сохранит ли она себя, я пока не знаю.
Но, как я уже сказала, Некрасова пишет не только о влиянии рабства на личность. Она пишет о последствиях его для всего общества. И дело не только в обличении нравов, то что рабство развращает рабовладельца - настолько общее место, что не стоит повторяться. Суть в том, что подавляющее большинство настолько привыкает к устоявшемуся порядку вещей, что не может осмыслить то, что рабство не только негуманно, но и мешает развитию общества. И прежде всего социально-экономическому развитию. В этом смысле показателен эпизод когда сын плантатора возвращается в родной дом после учебы на севере Америки. Он говорит родным, что работать по-старому нельзя, что работникам нужно сократить рабочий день и нагрузку, что надо купить машины и научить работников ими пользоваться, он пытается втолковать всем, что в этом состоит прежде всего экономическая целесообразность. И что родные? А они: "Ты еще предложи их освободить!".
История рассказывается современным языком. Подчёркнуто просто, хотя и весьма метафорично. Повествователь время от времени отвлекается на не-лирические отсупления о дне сегодняшнем, показывая тем самым, что история вовсе не о прошлом.
Проблема несвободы, конечно, никуда не исчезла. И как и прежде эта несвобода одинаково скверно воздействует и на того, кто в тисках, и на того, кто пользуется чужой неволей. И как прежде, многие вообще не понимают, а чего тут такого. Популярно мнение, что люди задавленные работой за гроши, задавленные кредитами, не умеющие поступить как-нибудь половчее, по-умному, заслужили свою жизнь, потому что они дураки, лентяи, неумехи, все равно что иной биологический вид. Известное дело, бедняки просто не заслужили ничего, кроме бедности, несчастные - ничего, кроме несчастья. И никак не дойдет до некоторых, что дело отнюдь не только в гуманизме (люди совестливые и так все чувствуют, а ущербным эмпатию не прошьешь), дело в том, что, чем меньше свободы в обществе, тем менее оно развито, тем меньше оно имеет права называться человеческим.