Клыки, бледная кожа, светобоязнь, бессмертие и дикая жажда человеческой крови. Это существо известно людям с незапамятных времен, его описание встречается в культурах практически всех стран. И вы точно догадаетесь быстрее Беллы из «Сумерек», о ком пойдет речь в нашей сегодняшней статье:
— Я знаю, кто ты!
— Скажи... громко... скажи…
— Вампир
— Ты боишься?...
— Нет!
Как ни странно, демонический образ кровопийцы, что столько веков не давал покоя суеверному человеку, сегодня видется нам романтизированным продуктом большого кино. Вампиры двадцать первого века – это особенные герои, достойные любви, сострадания и жизни. А сказки о принцах и добрых волшебниках уже не греют сердца юных барышень так же сильно как любовь к таинственному убийце, что безумно красив и беспощаден. И мне вдруг стало страшно интересно, что стоит за этой трансформацией культового мифического персонажа и какие отголоски прошлого несут в себе экранные упыри. Давайте кусать гранит науки вместе.
Самая древняя вампирша или вампиры за феминизм?
Если мужчина регулярно сетует на жену, утверждая, что та пьет его кровушку, задумайтесь, возможно он подает сигналы! Давным-давно в подобном положении оказался первый человек, сотворенный Богом. Согласно каббалистической теории(религиозно-мистическое течение XII века), до появления Евы у Адама была супруга – демоница по имени Лилит – самая древняя вампирша - так полагают исследователи.
В мифологии Древней Месопотамии она ассоциируется с убийством детей и издевательством над спящими мужчинами. Само её имя на иврите переводится как «неясыть» – разновидность сов. А ведь в Древнем Египте этих птиц считали символом смерти, а вовсе не мудрости!
Ко всему прочему, Лилит жаждала не только крови, но и равноправия: дьяволица не хотела подчиняться мужу, считая себя равной ему. Не найдя понимания в браке, она поднялась над землей и улетела прочь от Адама. За негодной женой устроили погоню ангелы, но даже они были не в силах вернуть её: беглянка заявила, что она послана Богом убивать детей. Она поклялась, что пощадит лишь тех младенцев, которые будут носить амулет с ее именем. Что ж, евреи не забыли эту историю и по сей день используют обереги для молодых мам и новорожденных.
Вампирши в кино.
А вот кинематограф, кажется, обошел стороной королеву вампиров, поскольку её имя не конкурирует с Эдвардом Калленым или Графом Дракулой на топовых видеосервисах. Однако идея снять фильм про вечных красавиц, сильных и независимых, всё же приглянулась режиссерам. «Вкус ночи» — картина немецкого режиссера Денниса Ганзеля 2010 года повествует о жизни девушек-вампиров, существующих в мире, где нет места мужчинам-упырям. И вот почему:
— Они были слишком шумными, слишком жадными и слишком глупыми. Некоторые погибли от руки человека, остальных мы сами убили. И мы поклялись никогда больше не кусать этих особей.
— ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЭМАНСИПАЦИЯ!!!
— Да. Уже более двухсот лет, ни один мужчина, смертный или бессмертный не указывает мне, что делать. Ни король. Ни начальник, ни супруг. Какая еще женщина может этим похвастать?
Кино двадцать первого века превратило старую легенду об отвергнутом, неприглядном существе в сказку, о которой могла бы мечтать каждая девушка: героини фильма рассекают по ночному городу на дорогих автомобилях, живут в роскошных отелях и могут есть, пить и курить наравне со смертными, зная, что не наберут лишний вес и не попадут на камеры!
Способы защиты от вампиров
Зеркала, предметы, сделанные из персикового дерева, крик петуха, семена финика, огонь, копыта черного осла, уксус – это далеко не полный список «противовампирской защиты», о которой имел представление каждый житель Китая эпохи Средневековья. У страха было имя и звали его Цзянши (кит. трад. 殭屍, упр. 僵尸, пиньинь jiāngshī) или же «подпрыгивающий» вампир — тип «живого» трупа в китайском фольклоре.
Вурдалак представлял из себя окостеневшее тело в традиционном наряде, передвигался прыжками с вытянутыми руками, что объяснялось несгибаемостью его конечностей, предпочитал ночную охоту. Интересно, что свои набеги Цзянши совершал не ради крови, куда важнее было заполучить «ци» – жизненную силу живого человека.
Подсказка: если бросить перед монстром свои сбережения, то цзянши не сможет погнаться за вами до тех пор, пока не пересчитает все монеты. Кошелек или жизнь, так сказать…
Кинематографисты, пока что, не особо вдохновились такими средствами защиты: в приоритете традиции христианства в виде крестов, молитв и святой воды. И всё же некоторые режиссеры изобретают уникальное оружие против вампиров.
Так в сериале «Дневники вампира» многие зрители впервые познакомились с вербеной. Из этого растения кельтские жрецы готовили любовный напиток, а простые смертные верили, что вербена способна исполнить любое желание и уберечь от злых духов. В сериале, снятом по книгам Лизы Джейн Смит, человек мог выпить отвар вербены или же поставить во все углы ее росточки, чтобы обезопасить себя от клыков и вампирского гипноза. Хотя, с гипнозом, конечно, не так однозначно, учитывая, каких симпатичных актеров выбрали на главные роли.
— Да, вербена не дает мне проникнуть в ее голову, но может я вовсе не в голову хочу проникнуть.
Эти парни совсем не похожи на хладные трупы с оторванными конечностями и, вероятно, многие современные девушки мечтают пригласить в дом таких привлекательных гостей.
Убийства не случайны
Правда ли, что вампиры неуправляемы и лишены разума? Ответы хранят народные истории, разнообразные и пугающие, однако все они сводятся к тому, что вампир всегда либо мертвец, либо существо высших сфер. К примеру, В Древнем Риме считалось, что упырями могут стать только ведьмы и колдуны, а в Древнем Египте, согласно верованиям, люди не могли попасть в Загробный мир и были вынуждены возвращаться к живым только если их смерть была позорной для того времени.
Вампиры существовали на границе двух вселенных, пытаясь попасть в свой дом и умертвить соседей и даже членов семьи. Днем такие человекоподобные особи были бессильны, ночью – беспощадны и ненасытны. Иероглифы, датированные третьим веком до нашей эры, также хранят информацию о божествах, питающихся человеческой кровь. Одна из них – Амат (егип. ˁm-mwt — «пожирательница») – служила неким символом правосудия. По легенде она съедала сердце человека, или же душу, если великая Эннеада – совет из девяти главных богов – выносила ему обвинительный приговор на загробном суде Осириса в Аменти.
Суеверия прошлых столетий позволяют посмотреть на кровопийцу не только как на дикого зверя, бездумно убивающего каждого встречного, а как на сверхчеловека, в каком-то смысле исполняющего «работу». Именно такой взгляд на вампира представлен в фильме ирландского режиссера Нила Джордана «Византия» 2012 года. В центре внимания – история матери и дочери, чье существование проходит в постоянных странствиях и попытках убежать от прошлого вот уже не одно столетие. «Только те, кто готов умереть, обретут вечную жизнь» – гласит правило превращения, которое можно совершить в горах проклятого острова. У вампиров Нила Джордана нет клыков, светобоязни и красных глаз. Они точь-в-точь как люди, неприметные и тихие, а получают кровь только в согласии с совестью. Убийству подлежат только мерзавцы и развратники, а старики, готовые отойти в иной мир заключают особый акт с вампиром, сделку в основе которой лежит кровь.
Кровавый нонконформист
Образ вурдалака – это южнославянское «имя» вампира привнес в нашу культуру А.С. Пушкин – формировался в славянских странах задолго до прихода христианства. И, казалось бы, православная и католическая церковь, должна была искоренить суеверия в среде жителей провинции, но… Священники, напротив, распространяли истории о кровопийцах, усиливали веру прихожан в сверхестественное. А всё потому, что ночные монстры являлись достойным объяснением несчастий. К примеру, стригой – разновидность вампира в Молдавии и Румынии – со временем превратился в главного вредителя на деревне: отнимал молоко, урожаи, портил яйца, пчёл, рыбу и при этом дружил с цыганами! Распространилась повсеместная охота на вурдалаков с эксгумацией и осиновыми кольями. И, конечно же, имели место быть беспочвенные обвинения и лютая ненависть к предполагаемым убийцам-покойникам и их семьям.
Всё это дало кинодеятелям повод посмотреть на вампира как на отвергнутого обществом человека, возможно, невиновного, возможно глубокого и чувственного. Таким нам представляется небезызвестный Граф Дракула в ряде экранизаций. И даже мультик компании Sony «Монстры на Каникулах» 2012 года выводит на сцену нонконформиста, чей смысл жизни – защитить «своих» от влияния человеческих масс:
— Отцы обязаны оберегать свою семью любой ценой, даже если ради этого приходится обманывать…
— Драк, времена изменились. Люди теперь совсем другие.
— Хочешь сказать, что если мы открыто выйдем к людям, то они с готовностью примут нас? Все до одного?
Аналогичный персонаж по имени Луи присутствует в фильме «Интервью с вампиром» 1994 года. Человек в теле бессмертного убийцы, грустный, одинокий и до жути красивый в исполнении Брэда Питта – вот такого героя вывел режиссер Нил Джордан, основываясь на книгах Энн Райс:
— Мы способны зайти так далеко, что можем даже любить друг друга. Ты и я. Кто же еще подарит нам хоть крупицу любви, сострадания и милосердия? Кто еще, зная нас так, как знаем себя мы, сделает хоть что-нибудь ради нас? Нет, только мы и способны любить друг друга.
Сверхспособности
Как уже было сказано ранее, вампиром может стать умерший неестественной или же нежелательной смертью человек. В их числе самоубийцы, жертвы насилия, эпидемий, а также те, по кому не скорбели, чью смерть не заметили. Такие особенные покойники получали «шанс» на вечную жизнь, а также суперсилы, часто противоречащие законам физики и пониманию. Легенды о кровопийцах свидетельствуют о трансформациях. В Сербии вампир предстает в обличье волка или обычного человека, как и заведено, пьет кровь и, почему-то, помогает близким при жизни людям: по ночам готовит муку для выпечки хлеба, колет дрова, в общем, проявляет в быту максимальную заботу. Славянские мифы о вампирах также рассказывают о превращении вампира в насекомых в целях проникновения в дом для убийства или же сексуального насилия. Как правило, вампиры нападали на людей, к которым испытывали сильные эмоциональные привязанности, как положительные, так и отрицательные.
Момент с превращением и влечением не мог обойти стороной кинематограф, насыщенный всевозможными спецэффектами. В конце концов, искусство служит для передачи разнообразных чувств как человека, так и любого другого существа.
В хрестоматийной экранизации романа Брэма Стокера 1992 года Влад Цепеш («Колосажатель») – воин, философ, потерявший любовь всей своей жизни. Он жесток, хитер и властен, управляет погодой и животными, гипнотизирует и внушает страсть. Но все эти гнусные качества меркнут в пламени его мечты найти образ возлюбленной. Дракула в фильме Копполы пересек океаны времени, чтобы вернуть ту, которую отнял случай, враг, Бог. Ну и разве можно устоять перед таким чувством?
— Я подарю тебе вечную жизнь и вечную любовь, силу шторма и всех земных зверей.
К чему всё это….
Итак, на примере фильмов и сериалов, которые сегодня смело можно назвать вампирской классикой, нетрудно догадаться, что жуткие истории о кровопийцах во много себя изжили. То, что мы называем прогрессом и просвещением, явилось глобальной утратой веры в сверхъестественное. И как теперь жить бедному вампиру в огромном мегаполисе, где повсюду датчики движения, камеры и сигнализация – человеку просто нечего страшиться!
— Я не могу читать твои мысли. Скажи, о чём ты думаешь?
— Теперь я боюсь. Я не тебя боюсь... Я боюсь потерять тебя, что ты уйдешь!
Что ж, не бойся, Белла. Всё это не означает, что в эпоху цифровизации людям перестает быть интересно паранормальное. Напротив, желание узнать, увидеть, представить нечто, оторванное от реальности, только возрастает. И если тогда, в средневековой Европе, охота на вампиров была вынужденной мерой, сегодня, если какой-нибудь выживший вурдалак придет по наши души, мы наверняка встретим его как дорогого друга. Пусть ночные демоны больше не вселяют страх, они по прежнему вдохновляют людей искусства. Жестокость, одиночество, сексуальность, двойная мораль – это и не только можно вытащить из образа вампира с помощью кино. И нет никаких сомнений в том, что бессмертие этих существ на экране обеспечено.
--------------
Давайте по чесноку! Мы мечтаем получить от вас как можно больше лайков, комментариев и подписок, ведь на ваших глазах решается судьба следующей статьи о вампирах. Клянемся кровью, нам есть, что рассказать.
Автор лонгрида: Алина Шибанова