Как говорил царь Соломон, «все проходит и это пройдет». Мирская слава и волны хейта – все это досталось Илону Маску, и именно в такой последовательности, когда от абсолютно неприкасаемого евангелиста новых технологий и любимца инвесторов он превращается в скандального провокатора, за каждым словом и делом которого с нескрываемым недоброжелательством следит весь мир.
В декабре 2022 года стало известно, что власти США проводят расследование в отношении компании Илона Маска Neuralink, которая разрабатывает чипы для вживления в мозг. Причиной стали жалобы на жестокое обращение с подопытными животными.
В этот раз разоткровенничались 20 бывших и нынешних сотрудников, которые поведали о том, сколько животных пострадало при экспериментах научного стартапа. Каждый неудачный эксперимент требует повторения, что увеличивает число подопытных животных и их смертей, пояснили работники Neuralink. По словам источников, с 2018 года в результате экспериментов погибло около 1500 животных, среди которых больше 280 овец, свиней и обезьян. Понятно, что компания и ранее отвергала обвинения в жестоком обращении с животными и сейчас не готова признавать свою вину.
Теперь The New York Times Magazine подробно описывает недостатки «полного самостоятельного вождения» (FSD) любимого детища Илона Маска – электрокара Tesla и критикует философию, стоящую за ним.
Автопилот под подозрением
Волна судебных исков, инициированных против компании, подтверждает, что программное обеспечение автопилота Tesla опасно. Так например, на раннем этапе программное обеспечение имело «прискорбную привычку» врезаться в полицейские патрульные машины.
Инженеры Теслы предполагали, что неподвижные и мигающие огни могут обмануть искусственный интеллект – отсюда столько случаев столкновения с полицейскими машинами. «Автомобиль ехал нормально, компьютер хорошо контролировал, и внезапно он поворачивал вправо или влево и — разбивался — по крайней мере 10 раз за чуть более три года».
Издание считает, что эти аварии могут дорого обойтись компании Tesla которая когда-то стоила больше, чем Toyota, Honda, Volkswagen, Mercedes, BMW, Ford и General Motors вместе взятые.
Однако Илон Маск, главный исполнительный директора Tesla Inc., рассматривает то как возможность. Каждое столкновение генерировало данные, и, располагая достаточным количеством данных, компания могла бы ускорить разработку первого в мире по-настоящему самоуправляемого автомобиля.
Будущее Tesla, пишет NYT, может зависеть от того, знали ли водители, что они участвуют в этом эксперименте по сбору данных. Однако жертвы аварий оказались не слишком разговорчивы – одни либо любили Теслу и Маска и не хотели говорить прессе ничего негативного, либо они судились с компанией и хранили молчание по совету адвоката.
Автору статьи Кристоферу Коксу (Christopher Cox) удалось поговорить только с Дейвом Ки (Dave Key). 29 мая 2018 года Tesla Model S 2015 года выпуска вез Дейва домой от стоматолога в режиме автопилота. Это был маршрут, по которому он ездил бесчисленное количество раз прежде: двухполосное шоссе, ведущее в холмы над Лагуна-Бич, Калифорния. Но в этой поездке, когда Дейв Ки отвлекся, машина съехала со своей полосы и врезалась в заднюю часть припаркованного полицейского внедорожника, развернув машину и вытолкнув внедорожник на тротуар. К счастью, никто не пострадал.
Ки, 69-летний бывший предприниматель в области программного обеспечения, беспристрастно, с точки зрения инженера, взглянул на свою собственную аварию. “Проблема со стационарными объектами — извините, это звучит глупо — заключается в том, что они не двигаются”, - сказал он. В течение многих лет искусственный интеллект Теслы испытывал проблемы с отделением неподвижных объектов от фона. Вместо того чтобы расстраиваться из-за того, что компьютер не разобрался с такой, казалось бы, элементарной проблемой, Ки утешился, узнав, что за сбоем стояла причина: известное ограничение программного обеспечения, а не какой-то «черный лебедь».
Дейв Ки не только все еще ездит на Tesla, не говоря уже о том, что доплачивать за новые автономные функции (F.S.D. теперь стоит 15 000 долларов. Более того, после того, как его модель S была распродана, он купил еще три.
На интервью с журналистом Дейв Ки принес с собой четырехстраничную памятку с перечислением фактов об аварии, с выделенными подзаголовками вроде “Технология полного самостоятельного вождения Tesla”. Он из тех людей, которые ходят с целой подборкой полностью сформированных мнений по самым важным вопросам жизни — компьютерам, программному обеспечению, физическим упражнениям, деньгам — и готовы ими поделиться.
Относительно автопилота и F.S.D. Дейв был уверен, что они спасали жизни: “Данные показывают, что их аварийность во время бета-тестирования намного ниже, чем у других автомобилей”, - гласил один из пунктов. “Замедление бета-версии F.S.D. приведет к большему количеству несчастных случаев и человеческих жертв, основываясь на достоверных статистических данных”.
Извинения в стиле Маска
В 2018 году Илон Маск написал электронное письмо Джиму Райли, чей 18-летний сын Барретт погиб в аварии. Парень потерял контроль над Tesla Model S, двигаясь со скоростью около 116 миль в час, и врезался в бетонную стену в Форт-Лодердейле, штате Флорида. «Нет ничего хуже, чем потерять ребёнка», — написал Маск в электронном письме Джеймсу Райли.
Илон Маск продемонстрировал, что ему не чуждо чувство сострадания, первым делом он выразил свои соболезнования семье, попросил их предоставить данные с места аварии, а также лично поговорил с родителями Райли по телефону. Конечно, Илон не мог забыть тот день, когда в возрасте 10 недель умер его сын от синдрома внезапной детской смерти. «Я понимаю. Мой первенец умер у меня на руках. Я чувствовал биение его сердца», — написал он.
Конечно, новость о том, что чей-то сын умер в его автомобиле, не на шутку обеспокоила основателя компании. «Tesla делает всё возможное для повышения безопасности. Моя семья, друзья и я ездим на Tesla, и даже если бы они не ездили, я бы всё равно сделал всё возможное», — добавил Маск.
Маск отправил Райли свои соболезнования, и скорбящий отец спросил в ответ, можно ли обновить программное обеспечение Tesla, чтобы позволить владельцу устанавливать максимальную скорость для автомобиля, наряду с другими ограничениями на ускорение, доступ к радио и багажнику, а также расстояние, на которое автомобиль может отъехать от дома. Маск, хотя и сочувствовал, ответил: “Если будет большое количество настроек, это будет слишком сложно для использования большинством людей. Я хочу убедиться, что мы все сделаем правильно. Наиболее хорошо для большинства людей”.
Это была яркая демонстрация того, что делает Маска таким необычным в качестве главного исполнительного директора. Во-первых, он обратился напрямую к кому-то, кому причинил вред один из его продуктов – трудно представить, чтобы глава GM или Ford рассматривал это, хотя бы по юридическим причинам. (Действительно, это электронное письмо было внесено в качестве доказательства после того, как Райли подал в суд на Tesla.)
Маск дал отпор Райли. Никаких расплывчатых “я разберусь с этим” или “Мы посмотрим, что мы можем сделать”. Райли получает твердое "нет".
Возможно, здесь нет никакой тайны, пишет автор NYT:
Маск просто нарцисс, и каждый его безрассудный поворот предназначен исключительно для того, чтобы привлечь внимание всего мира… Но то, что выглядит как одержимость собой и слабый контроль над импульсами, вместо этого может быть плодом последовательной философии, которую Маск неоднократно подробно излагал. Это есть в электронном письме Райли: величайшее благо для наибольшего числа людей. Это изречение, как часть специальной системы утилитарной этики, может объяснить все виды загадочных решений, которые принимал Маск, не в последнюю очередь его головокружительную погоню за искусственным интеллектом, который, по его мнению, в долгосрочной перспективе спасет бесчисленное множество жизней.
Питер Тиль, бывший деловой партнер Маска в PayPal, однажды сказал, что если бы он написал книгу, глава о Маске называлась бы “Человек, который ничего не знал о риске”.
Но это неправильное понимание позиции Маска: если вы проанализируете его заявления, он представляет себя человеком, который просто принимает поразительное количество современных рисков в рациональном предположении о будущих выгодах.