Найти тему
Клуб Шаолинь

📌 Типы взаимоотношений внутренних органов

Оглавление

С точки зрения ТКМ, все органы и системы в организме взаимосвязаны. Самая простая система такой взаимосвязи насчитывает три типа "отношений":
1) порождение, или "мать-сын";
2) истощение, или "сын-мать";
3) взаимное сопротивление (противоборство).

То есть, в здоровом организме все органы работают слаженно, помогая друг другу. При возникновении проблем орган-"мать" берет на себя дополнительную нагрузку, добавляя энергии "сыну". При дисбалансе же орган-"сын" тянет от "матери" силы, тем самым ослабляя этот орган. Или, если в одном из органов возникает избыток Ян, то он может угнетать другой орган, со временем вызывая и в нем нарушения работы.
Поэтому при лечении человека, как правило, рассматривают не только тот орган, что дает явные симптомы заболевания, но и соседние, учитывая эти три типа взаимоотношений.

Как это работает:
Сердце - "мать" Селезенки, т.е. от работы сердца зависит и работа селезенки (пищеварение).
Селезенка - "мать" легких, следовательно, недостаточное питание ведет к заболеваниям легких (например, туберкулез или склонность к простудам).

Вусин (У-син) 五行 - одна из первых философских систем, где предпринята попытка объяснить мир с позиций материализма и логики.

Обычно под Вусин понимают пять первоэлементов, или стихий: дерево, металл, вода, огонь, земля. Но таким образом раскрывается только значение только первой части термина – Ву 五 wu , - пять. Значение второй части – Син 行 xing, - передвижение, перемещение, - на первый взгляд, остается неясным. При чем здесь это перемещение?


Рассмотрим, откуда пошел сам термин Вусин.


Изначально он обозначал пять позиций или направлений перемещения небесных тел: север, юг, восток, запад и центр. Земля – уменьшенная копия Неба, в которой присутствуют пять стихий (дерево, металл, вода, огонь, земля). Согласно представлениям китайской метафизики, между Небом и Землей существует взаимное соответствие, Земля как бы является уменьшенной копией Неба. Характер перемещения небесных тел и взаимосвязь земных элементов в основе имеют одинаковый принцип динамической связи, т.е. динамику превращения пяти земных стихий можно соотнести с направлениями движения небесных тел. Поэтому дерево, металл, вода, огонь, земля тоже стали обозначаться термином Вусин. А сам термин получил расширенное толкование и сейчас его можно перевести не только буквально как пять перемещений, а и как пять стихий, пять первоэлементов, пять превращений пяти первоэлементов.
В общем, как обычно это бывает в китайском языке, особенно для терминов, имеющих долгую историю, - слово короткое, смысл длинный.

Термин Вусин нашел свое применение не только в китайской философии, но также и в системах Бацзы, Фэншуй, и что важно для нас – теории цигун, базирующейся, в свою очередь, на теории ТКМ. Причем в области медицины теория Вусин стала применятся еще в древности. Есть свидетельства о ее использовании начиная с периода «Весен и Осеней» (а это, на минуточку, 770-476 гг до н. э.).

Немного базовых знаний из теории Вусин.


Ключевая для всей китайской натурфилософии структура основана на числе 5. Если в двух словах, то это связано с пятью направлениями в пространстве. По этой аналогии все предметы, явления и пр. также были разделены на пять направлений, пять таблиц, известных нам как «Пять стихий».

Каждой стихии можно найти свое соответствие в любой сфере жизни, в табличке -несколько основных примеров.

-2