Найти тему

Молдо-приднестровский диалог: есть ли перспективы возобновления, и какие вопросы ставит Тирасполь?

Главная площадь Тирасполя. Фото: Царьград Молдавия
Главная площадь Тирасполя. Фото: Царьград Молдавия

После четырех лет отсутствия диалога между Молдавией и Приднестровьем в отношениях сторон накопилась критическая масса нерешенных проблем. Все это время Кишинев категорически отказывался встречаться с тираспольской администрацией, усиливая давление по всем направлениям. Украинский кризис вообще сделал вероятность возобновления диалога ничтожной. Однако на минувшей неделе в риторике высокопоставленных представителей посредников и наблюдателей снова появилась тема возобновления встреч. Какие темы могут стать главными в обсуждении, если диалог действительно удастся возродить?

Переговоры между Молдавией и Приднестровьем о политическом варианте урегулирования конфликта между сторонами не идут уже много лет. Окончательно замороженным, как и сам конфликт, диалог оказался после того, как молдавская сторона, без какого-либо внятного объяснения, в 2019 году отказалась продолжать встречи в формате политических консультаций «5+2».

На данный момент главной сложностью молдо-приднестровских отношений является то, что Кишинев не исполняет взятые на себя обязательства, отмечают в Тирасполе. За годы переговорного процесса между сторонами было подписано 200 соглашений, исполнять которые молдавская сторона обязана, но на деле просто игнорирует.

В Кишиневе сложилась порочная практика: одни руководители подписывают документы, потом на смену им приходят другие и говорят о том, что «старые» договоренности подписали не они, поэтому не собираются их исполнять.

В большой степени это касается и соблюдения известного протокола «Берлин-плюс», и вопросов по телекоммуникациям, банкам, свободе передвижения. Условия по этим вопросам сторонами давно обсуждены, определены и подписаны, однако Молдавией не исполняются.

И вот, после нескольких лет призывов Приднестровья к сторонам и посредникам, вернуться за стол переговоров, после многочисленных откровенных действий со стороны Кишинева по жесточайшему экономическому давлению на Тирасполь и откровенному торпедированию любых обращений продолжить диалог, на минувшей неделе посол США в Молдове Кент Логсдон в эфире одного из молдавских телеканалов вдруг заявил, что США поддерживают переговорный формат «5+2» и считают его единственным механизмом поиска мирного решения конфликта между Приднестровьем и Молдавией.

Следует напомнить, что ранее Молдавия вообще заявляла, что формат «5+2» нежизнеспособен, так как два посредника и гаранта – Россия и Украина – в обозримом будущем вряд ли сядут за один переговорный стол, даже при отсутствии необходимости общаться друг с другом напрямую.

Еще одной неожиданностью стало обсуждение также на минувшей неделе перспектив возобновления формата «5+2» между Россией и Молдавией. От чего ранее Кишинев категорически отказывался. Причем обе стороны не просто заявили, о важности сохранения формата в качестве безальтернативной многосторонней диалоговой площадки», а пришли к выводу, что представителям Тирасполя и Кишинева необходимо провести очередную встречу политических представителей в целях активизации диалога.

В Тирасполе отреагировали на эту внезапную реанимацию, как казалось, навсегда ушедшего в кому формата «5+2», положительно. При этом в Приднестровье намекнули, что говорить о важности возобновления переговоров и реально возобновить его работу – две большие разницы.

Нет никаких проблем в том, чтобы как можно раньше организовать работу формата "5+2" в неофициальном режиме, отметил глава приднестровского МИД Виталий Игнатьев. Тем более, что опыт такой есть.

Почему формат «5+2» оказался в глубокой коме?

Как отмечает ИА "Новости Приднестровья", переговорный процесс между Тирасполем и Кишиневом ведется на четырех уровнях. Это встречи руководства ПМР и РМ, формат «5+2», встречи политпредставителей в формате «1+1» и, наконец, встречи отраслевых экспертных групп.

На данный момент более или менее живы только два последних уровня. Ранее именно прямые контакты руководства Приднестровья и Молдавии давали главный импульс переговорам – это встречи президентов ПМР и РМ Вадима Красносельского и Игоря Додона.

В свою очередь, формат «5+2» всегда был важной международной технической площадкой. Именно в его рамках сформировалась нынешняя переговорная повестка – протокол «Берлин-плюс», который реализовывался в последние 5-6 лет.

В настоящее время Молдавия отказывается и от встреч на высшем уровне, и от работы формата «5+2», заявляя, что он «устал».

А без полномочий, которых не хватает политпредставителям и отраслевым экспертам, практическое решение вопросов невозможно. Молдавские эксперты даже если что-то и согласовывают, решение блокирует их собственное правительство. Яркий пример – механизм импорта лекарств, согласованный на уровне экспертов, но  отвергнутый Кишиневом на правительственном уровне.

Основной массив проблем

В 2022 году к существовавшим ранее проблемам добавились три новых блока.

Первый – блокирование импорта в Приднестровье различных товаров. Тут, кроме медикаментов, речь идет о средствах защиты растений и продуктах питания. Также Молдавия задерживала куриные яйца, следовавшие из Украины, а также муку и гречневую крупу производства России. Позже их все-таки удалось ввезти, однако это серьезный сигнал об отсутствии гарантий, что подобная ситуация с продовольственными грузами снова не повторится.

Решения ни по лекарствам, ни по агрохимии до сих пор нет, а сложности с импортом медикаментов в Приднестровье привели к заметному их подорожанию в аптеках.

Второй блок – вопрос с экологическими разрешениями для Молдавского металлургического завода (ММЗ). Завод столкнулся с этим феноменом в феврале прошлого года. Из-за отсутствия экологической авторизации предприятие не лишилось возможности импортировать сырье и вынуждено был на некоторое время приостанавливать производство. До этого времени Молдавия таких разрешений от завода вообще не требовала.

Приднестровью пришлось допустить на завод молдавские инспекции, которые трижды проводили проверку, так и не выдвинув никаких конкретных претензий. Однако с получением нужной авторизаций у предприятия постоянные проблемы – она выдается лишь на месяц и нет гарантии что будет продлена. Поэтому предприятие не может заключать нормальные долгосрочные контракты как на закупку лома, так и на производство стали.

Третий блок – газовый и энергетический кризис в регионе. Он стремительно вырастает в отдельный большой клубок проблем. Тут и незаконный отбор Молдавией доли газа, предназначенной для ПМР, и перспективы поставок приднестровской электроэнергии в РМ, и в целом стабильная работа энергосистемы. Чтобы разрешить все эти проблемы, масштабные усилия на уровне переговоров от всех участников.

Телекоммуникации: Будет ли продлеваться договоренность?

Отдельным блоком остается прежняя повестка – исполнение решений из пакета «Берлин-плюс», где с перспективами также все очень туманно.

Одним из его важных вопросов является протокольное решение о взаимодействии в сфере телекоммуникаций и электросвязи, подписанное 25 ноября 2017 года сроком на пять лет с возможностью продления.

В 22 году срок его действия истек. За минувшее время Кишинев так и не выполнил свою часть обязательств. Приднестровский оператор связи «Интерднестрком» так и не получил молдавскую лицензию с территориальным ограничением на Приднестровье – за ним не были закреплены нужные частотные присвоения.

Единственное, что сделали в Кишиневе, – внесли изменение в свое законодательство, которое позволяет выдавать лицензию с ограничением на территорию ПМР. Но дальше театрального действия дело не пошло. Теперь, спустя 5 лет, договоренность необходимо продлить, чтобы его выполнить. Тирасполь неоднократно Кишиневу об этом напоминал, но адекватного ответа до сих пор так и не получено.

Цирк вокруг нейтральных автономеров

Выдача для приднестровского автотранспорта, который выезжает на территории третьих стран, специальных автономеров нейтрального образца, тоже была согласована сторонами под гарантии ОБСЕ.

И система даже действовала несколько лет, однако в декабре 2021 года Молдавия задержала заготовки для автомобильных номеров внутреннего приднестровского образца.

В мае Каушанский районный суд принял решение в пользу ПМР, обязав заготовки вернуть. Однако представители молдавской полиции подали апелляцию, и 16 ноября апелляционный суд в РМ решил вернуть дело на пересмотр в Каушаны. Этот бесконечный круговорот молдавского судебного «футбола», возможно, замкнулся навсегда.

Проблема заключается в том, что без наличия приднестровского номера на автомобиль, соответственно, владелец не может получить нейтральные номера. Пункты регистрации транспортных средств (ПРТС) в Тирасполе и Рыбнице уже более года как приостановили выдачу новых нейтральных номеров и действуют в режиме переоформления при смене владельца.

В случае, если заготовки все же пропустят и ПРТС снова заработают полноценно, возникнет другая проблема – Молдавия с 1 сентября продлила действие договоренности по нейтральным номерам, однако только для автотранспорта, который был ввезен в ПМР после 1 сентября 2018 года. Более старые авто их получить уже не смогут. Тем самым Кишинев продолжает раскачивать механизм выдачи нейтральных номеров, тоже являвшийся частью берлинского пакета.

Банковское самоуправство Кишинева

Финансово-банковское взаимодействие – еще одна проблема, имеющая давние корни. Молдавский Нацбанк здесь регулярно преподносил Приднестровью «сюрпризы». В 1999, 2000 и 2012 годах по его обращениям в третьи страны были заблокированы прямые корреспондентские расчеты приднестровских коммерческих банков соответственно с Украиной, США и Евросоюзом.

С 2014-2015 годов появились сложности с конвертацией в твердую валюту тех молдавских леев, которые получают приднестровские предприятия-экспортеры. Раньше эта проблема разными путями решалась, сейчас – нет.

В конце 2019 – начале 2020 гг. возникли трудности с обслуживанием международных карт на территории ПМР (до этого ими можно было расплатиться даже в местных магазинах). И, наконец, с 2019 года у приднестровских предприятий появились сложности с открытием и обслуживанием счетов в молдавских банках – кому-то запрещают их открывать, кому-то закрывают уже имеющиеся счета. А у кого-то счета, вроде бы, действуют, но транзакцию провести по ним невозможно.

Есть и негласные рекомендации Нацбанка РМ не работать с фирмами и даже физическими лицами из Приднестровья.

Варианты решений здесь в свое время предлагали и эксперты ОБСЕ, и международные консультанты из стран ЕС, и Приднестровский республиканский банк. Но позиция Нацбанка РМ остается непрошибаемой. К тому же, в минувшем году не состоялось ни одной встречи экспертных подгрупп по банковскому взаимодействию – диалог не ведется вообще.

Как отнеслись в Приднестровье к пакету «Берлин-плюс»

В Приднестровье полностью обеспечена работа молдавских школ с обучением на латинской графике. Даже ОБСЕ открыто признает, что решение по школам исполняется наилучшим образом из всего берлинского пакета.

Решен вопрос доступа молдавских фермеров к их сельхозугодиям в Дубоссарском районе Приднестровья. С 2017 года восстановлено движение по мосту Гура-Быкулуй – Бычок. Приднестровье предлагает при помощи международных посредников продолжить его ремонт и сделать мост доступным для грузовиков.

С 2016 года действуют соглашения о сотрудничестве в сфере гидрометеорологии и охраны природных ресурсов в бассейне Днестра.

В Молдавии работает механизм апостилирования дипломов Приднестровского госуниверситета. За пять лет апостиль получили уже более 500 человек. Он помогает либо продолжить обучение, либо трудоустроиться за рубежом. Однако существует несколько стран (например, Германия и Украина), которые не признают молдавский апостиль и требуют так называемую суперлегализацию диплома. Это простой и похожий на апостилизацию процесс, но молдавское правительство вводить его отказывается.

Не выполняют власти Молдавии и пункт Берлинского протокола, который касается прекращения политически мотивированных уголовных дел. В 2017 году ПМР прекратила 10 таких дел в качестве жеста доброй воли, однако этот жест остался без ответа. Сегодня в Тирасполе даже не знают, на кого из приднестровцев возбуждены дела. Кишинев не дает такой информации.

Не окончена история с бывшим приднестровским милиционером Андреем Самонием, уголовное дело против которого в Молдавии вызывало большие сомнения с самого начала. Не так давно апелляционный суд в РМ снял в этом деле два обвинения из трех и сократил срок заключения с 15 до 6 лет. Но человек продолжает находиться в молдавской тюрьме уже почти три года.

Как Тирасполь оценивает работу ОБСЕ?

Польское председательство в ОБСЕ прошло незаметно. Какой-то посреднической активности на направлении молдо-приднестровского урегулирования не было вообще. Польша даже не смогла согласовать собственного спецпредставителя, продлив полномочия предыдущего чиновника.

В отсутствие своего эмиссара, Польша оказалась не способной оперативно получать информацию и принимать решения. Впрочем, похоже, особо и не стремилась к этому.

В 2023 году председательство в ОБСЕ перешло к Северной Македонии. Январь пока завершился без какой-либо активности со стороны нового главы организации.