8 марта 1988 года на борт самолёта, летевшего рейсом Иркутск - Курган - Ленинград, поднялось многочисленное семейство Овечкиных по главе с матерью. Семеро из путешественников были музыкантами - семейный ансамбль со сказочным названием "Семь Симеонов", состоявший из братьев Овечкиных, был гордостью Иркутска и его визитной карточкой...
Только вот по поводу конечного пункта этого перелёта у семьи Овечкиных были совсем другие планы, чем у остальных пассажиров и членов экипажа - Овечкины планировали приземлиться не в Ленинграде, а в Лондоне.
К побегу из СССР музыканты готовились полгода и тщательно всё спланировали: распродали всё имеющееся у них имущество и аппаратуру, выбрали самый удобный малозагруженный рейс, намеренно увеличили размер футляра для контрабаса, чтобы он не уместился в приборе для контроля багажа. Это было очень важно - в контрабасе было размещено оружие... Смастерили самодельные бомбы...
Делалось всё это с ведома и согласия матери - Нинели Сергеевны. Не могла она не поддержать желание сыновей вырваться из "совка" c его дефицитом, очередями, талонами и безденежьем.
Рано осиротев, мать этого многочисленного семейства, выйдя замуж совсем девчонкой, решила родить столько детей, сколько сможет. Муж пил, терроризировал семью, и когда в очередной раз угрожал жене и детям охотничьим ружьём, был отправлен старшими сыновьями на тот свет в результате вынужденной обороны.
Главной в семье, её стержнем и опорой всегда была мать. Под её руководством дети выживали в частном доме на участке земли в 8 соток на окраине Иркутска.
Каждому находилось дело по силам в доме, на огороде... И когда у мальчишек обнаружились музыкальные способности и преподаватель Иркутского музыкального училища в 1983 году организовал из них джаз-ансамбль "Семь Симеонов" , в душе матери забрезжила надежда на то, что её дети не будут всю жизнь гнуть спины на огородах да возле скотины...
Действительно, концерты "Семи Симеонов", быстро ставших знаменитыми, заметно улучшили финансовое положение семьи. Кроме того, администрация города дала им две смежные трёхкомнатные квартиры.
Семейный ансамбль прославился на весь СССР. О нём был снят документальный фильм, был концерт с их участием в Московской Гнесинке, были и заработки... Однако формально брать плату за концерты юные музыканты не имели права, поскольку у них не было музыкального образования.
Тогда трём старшим братьям без конкурса предложили учиться в Московском музыкальном училище им. Гнесина. Проучившись там год, братья вернулись домой - они не хотели так долго трудиться и ждать заработков, соразмерных их амбициям...
А потом были гастроли в Японии, где им предложили выгодный контракт англичане. Ребята могли бы не возвращаться домой и остаться за границей, но в те времена это вело к полному разрыву связей с семьёй. Связи эти были очень крепкими, и оставить мать они не могли.
"Заграница" ослепила их мифическими возможностями и блеском витрин, завладела их умами... Домой они вернулись для того, чтобы подготовить побег для всей семьи...
Не взяли с собой только старшую сестру - Людмилу, которая была к этому времени замужем и жила отдельно. Остальные десять детей Нинели Овечкиной были 8 марта 1988 года на борту злосчастного самолёта, летевшего рейсом Иркутск - Курган - Ленинград.
Сразу после Кургана экипаж получил от старшего из братьев, Василия, записку: "Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолёт взорвём. Вы находитесь под нашим контролем."
После связи экипажа с центром управления полётом было принято решение посадить самолёт на военном аэродроме Вещёво в Ленинградской области и обезопасить террористов.
Захватчиков с трудом удалось убедить в том, что до Лондона топлива не хватит и для дозаправки придётся посадить самолёт в Финляндии.
Операция по захвату приземлившегося в Вещёво самолёта была очень неуклюжей: Овечкины, увидев бежавших к самолёту советских солдат в серых шинелях, сразу поняли, что их обманули и ответили очень жёстко.
Застрелили пытавшуюся их успокоить стюардессу Тамару Жаркую. Предупредили экипаж, что в случае неповиновения будут убивать пассажиров.
Потом была имитация дозаправки и под её прикрытием плохо организованный штурм, в результате которого были ранены несколько пассажиров и бойцов из группы захвата.
Когда террористы поняли, что их план рухнул, пошёл в дело второй сценарий: они решили взорвать самолёт. Приказали беременной сестре Ольге вывести из самолёта четырёх младших - Михаила, Ульяну, Сергея и Татьяну.
Сами подошли друг к другу поближе и взорвали самодельную бомбу. Взрыв был слабым, и от него погиб только один из Овечкиных - Александр. В самолёте начался пожар.
Тогда, по третьему сценарию, Василий выполнил команду матери и застрелил её и трёх братьев, а потом и себя. Четвёртый брат, семнадцатилетний Игорь, спасся, спрятавшись в туалете.
Спасаясь от огня, пассажиры без трапа прыгали из самолёта прямо на бетон... Девять погибших и тридцать раненых - такова была цена этого теракта.
План по самоликвидации братья Овечкины разработали как запасной, на крайний случай - такой была плата за мечту о "заграничном рае"...
Жизнь в "совке" или смерть - других вариантов выбора они себе не оставили. Видимо, они надеялись на то, что и в Англии, куда они так рвались, они найдут такую же благожелательную и восторженную аудиторию, как в родной стране, где души соотечественников трогал юный возраст музыкантов и то, что они из трудовой многодетной семьи - таланты из народа...
Все эти детали вряд ли сделали бы их такими же любимцами, какими они были на Родине, к тому же дети быстро вырастают, а и профессионалами они не были. А через пять лет после этого происшествия уже не стало "железного занавеса", который они безуспешно пытались пробить, и на пути на Запад им не было бы никаких препятствий...