Найти в Дзене
Сантехника-Онлайн

Полундра: как моряки прошлого ходили в туалет и почему это было смертельно опасно

Чтение «Острова сокровищ» или просмотр «Пиратов Карибского моря» никогда не наводили вас на мысль о том, как удалые мореходы справляют естественные потребности и куда бегут, перепив рома? 😀 Мы решили подготовить небольшую статью о том, как раньше был устроен туалет на корабле. Изящная бригантина гордо рассекает волны, соленый ветер треплет паруса, а резная гальюнная фигура на носу корабля гордо устремляет взгляд в вечно недостижимый горизонт — для современного человека эта картина из прошлого кажется романтичной и авантюрной. Историческая правда была куда приземленнее — резные русалки, драконы, нептуны и другие чудища скрывали за собой… туалет, который как раз и называется у моряков гальюном. В XVI-XVIII веках туалеты на корабле находились в двух местах. Экипаж и пассажиры использовали туалет на носу корабля, а капитан и офицеры посещали специально оборудованное место на корме. Чтобы справить нужду, приходилось в любую погоду отправляться на нос корабля и устраиваться на хлипком дерев

Чтение «Острова сокровищ» или просмотр «Пиратов Карибского моря» никогда не наводили вас на мысль о том, как удалые мореходы справляют естественные потребности и куда бегут, перепив рома? 😀 Мы решили подготовить небольшую статью о том, как раньше был устроен туалет на корабле.

Изящная бригантина гордо рассекает волны, соленый ветер треплет паруса, а резная гальюнная фигура на носу корабля гордо устремляет взгляд в вечно недостижимый горизонт — для современного человека эта картина из прошлого кажется романтичной и авантюрной. Историческая правда была куда приземленнее — резные русалки, драконы, нептуны и другие чудища скрывали за собой… туалет, который как раз и называется у моряков гальюном.

Сейчас такие фигуры стали декоративными
Сейчас такие фигуры стали декоративными

В XVI-XVIII веках туалеты на корабле находились в двух местах. Экипаж и пассажиры использовали туалет на носу корабля, а капитан и офицеры посещали специально оборудованное место на корме.

Так выглядит отхожее место на небольшом паруснике
Так выглядит отхожее место на небольшом паруснике

Чтобы справить нужду, приходилось в любую погоду отправляться на нос корабля и устраиваться на хлипком деревянном «табурете». От буйства водной стихии туалет отделяли деревянные поручни или канаты. Когда качка была особенно сильна, нос становился одним из самых опасных мест на борту. Из-за этого покинуть корабль можно было принудительно и в самый неподходящий момент.

Разумеется, моряки не горели желанием ходить через весь корабль, да еще и рисковать жизнью. Поэтому они пытались решить свои насущные проблемы в каком-нибудь темном углу, которых на судне предостаточно. Это становилось серьезной проблемой — в замкнутых условиях проживания на корабле любая антисанитария могла вызвать вспышку инфекции. Поэтому нарушителей гигиены нещадно отлавливали и секли при всей команде.

С развитием кораблестроения улучшились и туалеты. Но все равно изменения касались больше офицерского состава, чем рядовых.

Так выглядит офицерский туалет снаружи
Так выглядит офицерский туалет снаружи
А вот так внутри
А вот так внутри

Революцию в туалетостроении на кораблях принесло развитие паровых судов. Постепенно базовый комфорт стал доступен всем пассажирам, и необходимость в ужасе трястись над бездной, сидя на носу корабля, окончательно ушла в прошлое.

Было ли вам интересно? В следующий раз расскажем о современных туалетах на кораблях 👌