Антарктида оставалась единственным материком который не исследовали в началу ХХ века. Нет, конечно же экспедиции отправлялись на Южный Полюс и в веке XIX, но активное освоение началось лишь в прошлом веке. Первоначально, в качестве транспортных средств, использовались собачьи упряжки. Поскольку техника была далека от совершенства и построить автомобиль или некое самоходное средство которое бы чувствовала себя комфортно на льду и снегу, было способно преодолевать торосы и трещины, оказалось невозможным. Поэтому в первые десятилетия исследователи использовали для перемещения людей и грузов собачьи упряжи.
Да вот беда, лайки и хаски перевозить громоздкое оборудование не могли. Однако первый автомобиль появился на континенте уже в 1907 году. Первый шотландский автопроизводитель Arrol-Johnston отправил в одну из самых успешных экспедиций, ее назвали "Экспедицией Нимрода" или "Британской антарктической экспедицией", модель своего автомобиля.
Он работал на спирте и имел воздушное охлаждение двигателя. Правда выяснилось, что использовать его можно лишь в пределах базового лагеря. Возможностей мотора мощностью в 15 сил было недостаточно.
В 1927 году очередная группа исследователей привезла в Антарктиду Austin 7. Но все это были игрушки. Полярникам нужны были рабочие лошади. И эту роль первоначально выполняли обыкновенные тракторы. Вот только одна беда, они имели довольно высокий центр тяжести, и довольно короткую базу. А значит и "перелезать" через трещины по льду не могли, впрочем, как и штурмовать горы.
Лишь к 1939 году Томас Поултер работавший Иллинойсском технологическом институте друг и сподвижник Ричарда Ивина Берда, который кстати первым в мире пролетел на самолете над Южным полюсом, решился создать некое универсальное транспортное средство под именем "Snow Cruiser" или "Снежный крейсер". Идея была довольно интересная. Инженер Поултер решил использовать особенный корпус длиной 17 метров, он больше напоминал лодку плоскодонку, так будет проще катится по снегу и преодолевать трещины.
И огромные, диаметром более трех метров, шины низкого давления, которые еще можно было оснастить цепями противоскольжения. Сами колеса вращали синхронные электродвигатели которые в свою очередь запитывались от двух дизельных моторов суммарной мощностью в 300 лошадиных сил. Внутри располагалось две "запаски", запас топлива и рабочие и жилые помещения для пятерых исследователей. На крыше даже стоял самолет, биплан. Увы, сделав крейсер Поултер проехался своим ходом по Америке, но не удосужился испытать его на снегу. За что и поплатился. Этот гигант весом 34 тонны беспомощно зарылся в снег и завяз. В результате всесто запланированных 8 тысяч километров машина проехала по континенту лишь чуть более 150 километров, да и то двигалась она задним ходом. Пятеро полярников потом некоторое время жили прямо в корпусе, а потом покинули его. Война в Европе набирала обороты и всем стало не до снежного континента.
Позднее крейсер нашли, он кстати был вполне себе на ходу и требовал только подкачать шины. Но использовать его было нельзя, поэтому его снова бросили. Кстати машина послужила науке, ведь в 1958 году найдя крейсер ученые смогли просчитать какое количество осадков выпало за 18 лет. Дальнейшая судьба не известна.
В 1942 году в США некий предприимчивый Такер решил придумать вездеход, который бы можно было использовать не только в Антарктиде. Он начал с малого и создал небольшую двухместную машину со специальными траками. Правда их было всего два. Тогда он попытался поставить переднюю ось на лыжи, а ведущая оснащалась катками.
Однако в ходе испытаний было найдено оптимальное решение. Такер, это при том, что машина могла оснащаться любым кузовом использовал четыре независимых катка-трака. Машины ученым понравились. Они имели оптимальную плавность хода и очень неплохую проходимость. Да, всем известна фотография, где "Снежный кот", а все модели назывались "Tucker Sno-Cat", провалился одним траком в разлом, но в машине были легкие алюминиевые фермы при помощи которых ученым удалось выбраться из ловушки. Сегодня существует множество модификаций таких вездеходов, которые используются исследователями.
В СССР основным транспортным средством выступал артиллерийский гусеничный тягач АТ-Т или изделие 401. Производство этой машины началось в 1950 году. Но в качестве транспортного средства для экспедиций он подходил мало. И вот тогда руководство арктического института в 1957 обратилось в ЦК КПСС с просьбой сделать специальную машину приспособленную не только для дальних поездок, но еще и способную тащить за собой прицеп, горючее в Антарктиде возят с собой. Так же ученым было необходимо транспортное средство в котором можно было бы вести плановые работы, и при этом не ставить палатки. Работы было предложено провести Харьковскому авиационному заводу и Заводу транспортного машиностроения, расположенному в том же городе. В кратчайшие сроки появился некий гибрид тягача и передвижного дома. Коробочка, а было принято решение все агрегаты упрятать в корпус, что бы случится поломка мотора его можно было бы починить не выходя наружу, получила имя Харьковчанка.
Кузов для нее делали авиаторы, а шасси занимались инженеры транспортники. В результате появилось нечто больше напоминающее оранжевый короб, длиной 8,5 метров и весом в 35 тонн. При этом дизельный силовой агрегат от танка Т-54 выдавал внушительные 520 сил и машина с расширенными до 1 метра траками могла разогнаться аж до 30 км/ч. Что для условий континента скорость вполне приличная. Кстати машины оказались очень надежными и их эксплуатировали вплоть до 2008 года. В 1975 на предприятиях сделали вторую модификацию вездехода Харьковчанка-2. Правда они имели капот, так решили проблемы с загазованностью кабины. Кстати уникальность этих амфибий заключалась еще и в том, что в отличие от тягача АТ-Т и другой техники они могли плавать.
Параллельно на Ишимбайском заводе транспортного машиностроения велась разработка универсально траспортного средства ДТ-10 и ДТ-30 "Витязь", которые появились в 1982 году. Двухзвенный тягач на гусеничном ходу, мог эксплуатироваться где угодно. Он прекрасно чувствовал себя в болоте, на грунте и конечно же в снегу. Причем двенадцатицилиндровый силовой агрегат был многотопливным, а значит практически всеядным. Причем оба модуля могли быть оборудованы системами автономного подогрева и вентеляции. В случае необходимости можно отсоединить прицеп и люди не испытывали бы проблем. Поскольку, в зависимости от требований заказчика обе платформы могут быть как жилыми, так и грузовыми.
Как видите техники приспособленной для эксплуатации в столь сложных климатических условиях было придумано много. Каждый шел своим путем. Но уже существующие машины верой и правдой служат людям на протяжении долгого времени. А вы знаете, что в Антарктиде есть даже автобус? Он носит имя Terra Bus, их производила компания компания Foremost.